Несмотря на санкции Запада: экспорт российской сельхозтехники растет, укрепляя связи со странами «не-Запада»

Директор Центра политического анализа Павел Данилин утверждает, что Запад — это не весь мир, а лишь 15% населения или 30 стран. Несмотря на санкции, экспорт отечественной сельхозтехники вырос на 30%. При этом отгрузка идёт не только в страны СНГ. Поставки в Венгрию выросли на 360% в денежном выражении, а в Болгарию — на 16%. Это говорит о неоднозначном отношении к России даже внутри Евросоюза.

«Сейчас Вашингтон любит говорить от имени всего мира, или как минимум всего цивилизованного мира. В историческом контексте Запад – не значительный регион. На протяжении тысячелетий он был периферией. Главные открытия произошли в цивилизациях от Египта до Китая. И только последние 500 лет началась эра Запада», — говорит заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Он добавил, что расцвет Запада, часто называемый эрой великих географических открытий, точнее охарактеризовать как эру колониальных завоеваний. Господство западных цивилизаций было достигнуто благодаря сверхэксплуатации и варварскому уничтожению покорённых народов. Однако Россию колонизировать так и не удалось, и с этого момента она фактически представляет собой антитезу Западу.

«Сохранить мир можно каким путем? Нужно сотрудничать с теми цивилизациями, которые тоже против гегемона. Запад ведет битву за господство. Сейчас будет жесткая борьба за ресурсы, а все они у нас есть, вся таблица Менделеева. И даже питьевая вода. Лет через 5-10 будут строить не газо- и нефте-, а водопроводы. Сегодня Россия экспортирует 40 млн тонн зерна, весь арабский мир, Латинская Америка, Африка без нашего зерна жить не могут», — считает аналитик Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО Вениамин Попов.

По мнению экспертов, под давлением Запада многие дружественные страны не высказывают России своей поддержки напрямую. Многие игроки мировой экономики предпочитают не эскалировать конфликт и занимают нейтральную позицию.

«Что касается стран БРИКС, они понимают всю сложность и неоднозначность причин происходящего, и голосуют из гуманных соображений за прекращение огня. Но Западу нужно больше. От каждой страны мира требуют поддержать санкции, то есть фактически заплатить из своего кармана. Звучат сегодня и опасения из стран третьего мира. Первое – угроза голода из-за кризиса, второе – угроза арестов золотовалютных фондов. Неизвестно, кто попадёт под санкции завтра», — говорит руководитель Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов.

«Китай однозначно расценивает ситуацию как уход от однополярного устройства к многополярному. Он рассматривает себя как один из центров нового мира. Экономические успехи Китая за 40 лет стали возможны благодаря интеграции в мировой рынок. Но изначально ему отвели роль мастерской дешевых товаров. Когда Китай перерос её, Запад начал торговую войну. Серьезные надежды китайцы питали с приходом Байдена, но он их не оправдал. Бойкот игр в Пекине стал последней точкой. На этом фоне Китай не откажется от стратегического партнерства с Россией. Как минимум, мы предоставляем Китаю надежный континентальный тыл. Наши отношения прагматичны, они основаны на взаимной выгоде», — рассказал старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований ИМО МГИМО Иван Зуенко.

«Индийские политические элиты придерживаются дружественного отношения к России. Они опасаются подъема Китая. Для Индии Москва – давний стратегический партнер. Индийцы болезненно относятся к вопросам суверенитета, поэтому не приемлют санкций. Конфликт с Украиной для них – как обычный конфликт на периферии. Сейчас Индия превращается в технологический хаб, поддерживающий отношения и с Западом, и с Россией. Это позиция транзитера валюты и технологий, что сулит хорошие деньги. Но крупный бизнес Индии неохотно работает с нами из-за страха санкций. Поэтому нам придется учиться работать с более мелкими игроками», — пояснил руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра АТР ИМЭМО РАН Алексей Куприянов.

По словам директора Института Латинской Америки РАН Дмитрия Разумовского, у многих стран региона невозможность присоединения к санкциям закреплена законодательно, поэтому они против их политики. Кроме того, из-за конфликта у них возникли проблемы с поставками российских удобрений. Это открывает возможность для так называемой зерновой политики, когда, поставляя зерно, можно регулировать отношения с этими странами.

Что касается Ближнего Востока, то, как объяснил научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Ибрагим Ибрагимов, большинство стран сохраняют нейтралитет и аккуратны в формулировках.

«Такая аккуратность носит выжидательный характер из-за отношений с США. Но их волнуют последствия, особенно поставки зерна. Саудовская Аравия и ОАЭ не будут увеличивать добычу нефти. Сейчас им выгоден баланс сил Россия-Запад, когда никто не выигрывает, чтобы было удобнее продвигать свои интересы», — заключил эксперт.

admin
ND.RU