Фестиваль открылся полуденным выстрелом. Его произвела президент киносмотра, актриса Светлана Крючкова, из пушки Петропавловской крепости — места, откуда ведет отсчет град Петров. К 350-летию Петра I представили программу «Медный всадник». В нее вошли немой фильм «Петр Великий» 1909 года, картина «Петр Первый» Владимира Петрова, «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты, дилогия Сергея Герасимова и «Царевич Алексей» Виталия Мельникова.
Организаторы старались избегать острых дискуссий, но член жюри, сценарист Андрей Константинов, высказал свое мнение.
«У нас целое поколение оказалось в плену Гарри Поттера — агента ЦРУ. У нас важнее западные смыслы», — заявил он.
По его словам, ориентация на чужую культуру делает человека непредсказуемым.
Полемика также коснулась современного российского кино, оказавшегося под угрозой изоляции. Киновед и бывший министр кинематографии Армен Медведев вспомнил историю с фестиваля «Виват кино России!». Тогда с Анатолием Собчаком они вышли в одинаковых блейзерах, повторив знаменитый случай с Элизабет Тейлор и Джиной Лоллобриджидой. Собчак пообещал взять Медведева на работу, если того снимут с должности.
«То ли я долго продержался, то ли он не смог», — прокомментировал Медведев.
Он отметил огромный багаж отечественного кино, который уже невозможно «отменить». Медведев, заставший войну ребенком, считает, что современное военное кино стало лишь аттракционом. Он привел в пример случай с фильмом «Мир входящему», когда режиссер Александр Алов ответил министру культуры Фурцевой, возмущенной видом грязных шинелей.
«Вы видели шинели только с трибуны Мавзолея, а я четыре года ее носил, помню, как она пахла, какой тяжелой была», — сказал он.
Медведев уверен, что если нынешний режиссер проникнется таким ощущением, то фильм получится.
На фестивале собрались ветераны советского кино. Лариса Лужина, чье детство прошло в блокадном Ленинграде, лишь семь лет назад узнала, где похоронен ее отец. Режиссер Александр Прошкин, родившийся в Петербурге, с грустью отметил, что от кинотеатров его юности ничего не осталось.
Он представил свой фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» и жестко высказался о ситуации в кинематографе и обществе.
«Мы отучили молодое поколение задумываться. С утра до ночи им гонят модель общества потребления», — заявил Прошкин.
Он отметил, что с экрана исчез целый пласт жизни, остались только «менты и новые русские». Кинорежиссер перестал быть гуру, а война на экране превратилась в легкое приключение.
«Мы забываем ее страшные уроки, а должны смотреть на войну не с точки зрения парадов, а количества уложенных тел. Речь о возвращении смысла кино. Зачем оно сдалось-то?» — добавил режиссер.
По его словам, раньше кино было отдушиной и отвечало на вопрос, как выжить. Сейчас же все думают только о заработке и выживании, что заставляет людей приспосабливаться.
«Под каждой своей картиной прежних лет я готов подписаться. Они честные и искренние, не зря сделаны. А сегодня все только и думают, как бы понравиться, как бы угодить», — сказал он.
Прошкин назвал нынешнюю кинематографическую среду некультурной. Молодым авторам почти невозможно пробиться, они вынуждены по много раз участвовать в питчингах, чтобы зацепиться за связи.
«Начинать надо с совести. Для чего мы приходим в эту профессию? Сейчас никто не может сформулировать, куда вообще страна идет», — считает режиссер.
Он напомнил, что раньше фильмы о войне снимали фронтовики, говорившие правду. Теперь же война стала поводом для идеологической спекуляции и приключенческих сюжетов.
На фестиваль приехала Светлана Дружинина с мужем и оператором Анатолием Мукасеем. Вместе они работают уже более 65 лет. Мукасей — один из последних лауреатов Госпремии СССР за фильм «Чучело». Дружинина, которой 86 лет, сообщила, что завершила съемки «Гардемаринов-4» и готовится к работе над пятой частью.
«У нас прекрасно работают все наши уникальные и верные друзья. Вообще кино делает шайка единомышленников. Только так можно работать. Если вы чувствуете предательство за спиной — это как ржа. Гоните вон!» — сказала Дружинина.
Она подчеркнула, что кино — дело коллективное, но полную ответственность несет режиссер.
«Если я не смогу заразить своей бациллой кого-то еще и он не сойдет с ума вместе со мной, то он не мой», — добавила она.
Дружинина призналась в любви к Петербургу и Петергофу, где снимали всех «Гардемаринов». Ее приезд был связан не только с фестивалем, но и с началом пост-продакшена пятого фильма, где Суворов одерживает победу.
