По данным Мосбиржи, в марте-апреле оборот россиян с турецкой лирой вырос в 20 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года. С китайским юанем объём операций увеличился в 182 раза, а с казахстанским тенге — в 20 тысяч раз. Также весной 2022 года частные лица впервые стали совершать сделки с белорусским рублем.
В апреле, после отмены комиссии за приобретение валюты, доля частных инвесторов на рынке выросла на 10%. Объёмы операций юридических лиц увеличились менее значительно: с лирой — в 11 раз, с юанем — в 8 раз, с тенге и белорусским рублем — в 33 и 35 раз соответственно.
Ситуация обусловлена перестройкой торговых и финансовых потоков, налаживанием импортных поставок из Турции, Азии и СНГ, а также переходом на расчёты в национальных валютах. Растут объёмы торгов и ликвидность соответствующих валютных пар, что ведёт к более активному взаимодействию с рядом государств.
«Возросший интерес россиян к неосновным валютам напрямую связан с ограничениями ЦБ на операции с долларами и евро, — считает финансовый аналитик Сергей Дроздов. — Люди стали искать альтернативу, но даже юань не подходит в качестве инструмента для сохранения сбережений. Он удобен для расчётов компаниям, торгующим с Китаем. Рисков у китайской валюты много, включая геополитические».
Проблема в серьёзных рисках, связанных с такими валютами. Например, турецкая лира за год обвалилась к доллару на 88,3%, а тенге потерял более 20% с конца февраля до конца апреля.
Казахстанский тенге, как валюта единого евразийского пространства, следует за рублём, синхронно укрепляясь и ослабевая. По мнению Дроздова, россияне могут покупать тенге в России, чтобы затем обменять их в Казахстане на доллары или евро.
Обращение к турецкой лире часто имеет ситуативный, а не экономический мотив: переезд в Турцию или туристические поездки. Не будь санкций и ограничений, массового интереса к этим валютам не возникло бы.
«Запретительные лимиты и комиссии по сделкам с основными валютами привели к резкому снижению объёмов торгов на Мосбирже, — напоминает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Это заставило инвесторов обратиться к менее востребованным валютам, курс которых к рублю оказался предпочтительнее».
Такие вложения остаются крайне рискованными. Белорусский рубль, тенге, юань и лира — это валюты развивающихся стран, они волатильны и подвержены резким падениям. Вряд ли их стоит серьёзно рассматривать как надёжный долгосрочный инструмент для сбережений.
