О сложившейся ситуации говорят два знаковых обстоятельства. Во-первых, Центробанк, по данным источников, вернулся к покупке валюты, приобретая её только у российских экспортеров и не напрямую, а через участников рынка. Как поясняют аналитики, спрос на доллары и евро на рынке не соответствует объёмам экспортной выручки. Чтобы не допустить резкого укрепления рубля в сжатые сроки, регулятор начал проводить «квазинтервенции».
Во-вторых, Минфин предложил смягчить правило обязательной продажи валютной выручки для экспортеров. С 28 февраля они обязаны продавать 80% выручки, и этот порог могут снизить до 50%. Способны ли эти меры удержать рубль от дальнейшего укрепления и по какому сценарию пойдёт развитие событий?
«Наши денежные власти озабочены падающими доходами бюджета. Экспортерам выгоден слабый рубль, поскольку в рублёвом выражении они получают больше чисто арифметически», — пояснил финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев.
По его словам, ЦБ и Минфин пытаются сгладить негативный эффект от укрепления рубля, стимулируя спрос на доллары и евро. Однако это меры конъюнктурные, они не способны переломить сложившуюся тенденцию. Валютный курс формируется балансом спроса и предложения, который обусловлен фундаментальными факторами, связанными с состоянием экономик.
«Сегодня российская экономика находится не в кризисе, а как бы на паузе: она ищет адаптационные механизмы к новым реалиям. Снижение курса доллара к рублю вызвано определёнными негативными сдвигами в американской экономике», — добавил аналитик.
Между долларом, евро и рублём, по его мнению, выстраиваются новые долговременные курсовые соотношения. Поколебать эту новую «картину мира» техническими мерами невозможно: максимум можно добиться ослабления рубля примерно на десять процентов.
Комментируя слова помощника президента Максима Орешкина о том, что стране не нужны поступающие объёмы валюты, Михаил Беляев отметил, что тезис «нужны-не нужны» относится скорее к советскому периоду. Сегодня всё упирается в вопрос цены и валютного курса. Рынок устанавливает баланс спроса и предложения, который нужен здесь и сейчас.
На вопрос о том, является ли нынешний курс рубля искусственным или рыночным, эксперт ответил, что правда посередине. Любой курс, сложившийся под действием рыночных механизмов, является рыночным. Однако на него могут влиять и конъюнктурные меры, такие как ограничения ЦБ или информационные факторы.
Курс складывается на основе множества составляющих, но любая валюта – это концентрированное выражение экономических процессов. Новые курсовые соотношения являются следствием объективных перемен в мире.
«Выражаясь словами бывшего главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, мы вступаем в «новую нормальность». Похоже, для рубля найдено некое равновесное состояние – в районе 61-62 за доллар», — сообщил Михаил Беляев.
По его мнению, этот сценарий с небольшими колебаниями ещё три месяца назад было невозможно предвидеть. К новой реальности неприменимы старые мерки.
