Отношения России и Китая не подвержены влиянию изменчивой международной обстановки, заявил официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь.
«Сотрудничество Китая и РФ обладает значительной внутренней движущей силой и самостоятельной ценностью, оно не направлено против третьих сторон и не подвержено влиянию извне», — сообщил дипломат.
Стороны продолжат продвигать многополярность и выступать против гегемонии. Глава российского МИД Сергей Лавров отметил обширные общие интересы двух стран.
«Сейчас, когда Запад занимает позицию диктатора, наши экономические связи с Китаем будут расти ещё быстрее», — сказал Лавров.
По данным китайской таможни, товарооборот России и Китая за первые четыре месяца 2022 года вырос на 25,9%, достигнув 50,09 млрд долларов. По итогам года он может обновить рекорд, составив от 169 до 176 млрд долларов. Росту способствуют повышенные цены на энергоносители и увеличение поставок российской сельхозпродукции в КНР.
«Сейчас, помимо зерна, мы поставляем в страну готовую продукцию из него, например сладости. Продаём и изделия из мяса, рапс, сою», — добавил директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.
Партнёрство развивается и в других сферах: бизнесе, безопасности, транспорте и инвестициях. Китай проявляет интерес к российским инфраструктурным проектам, автопрому и целлюлозно-бумажной промышленности. Народный банк Китая не присоединился к блокировке российских резервов, а Банк России увеличивает долю юаня в своих активах.
После заморозки Западом части российских золотовалютных резервов Китай сократил вложения в госдолг США до минимума за 12 лет. Эксперты видят в этом сигнал о поиске более надёжных инструментов для инвестиций.
«Раньше Китай расценивал госдолг США в качестве эффективного инструмента для вложений, но сейчас пересматривает свою позицию из-за угрозы потери денег», — пояснил Алексей Маслов.
Опасения КНР связаны, в том числе, с ситуацией вокруг Тайваня и возможностью применения против Китая аналогичных финансовых мер. Освободившиеся средства могут быть перенаправлены в российские активы.
«Освободившиеся деньги КНР может вкладывать в Россию. Например, для Китая вполне могут быть привлекательны российские долговые бумаги», — предположил член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков Александр Разуваев.
По его мнению, Пекин будет постепенно сокращать долю в американских гособлигациях, а его примеру могут последовать и другие страны, осознавшие риски таких инвестиций.
