Выставка в «Геликон-опере»: как Святослав Бэлза создал свою «Галактику Гутенберга»

«Галактикой Гутенберга называют все триллионы книг, появившихся после созданного им станка. Они существуют параллельно с нами и напитывают наш интеллект. И мы решили воссоздать такую Галактику в нашей экспозиции», — рассказал куратор выставки Андрей Райкин.

Название «Полет в Галактику Гутенберга» для выставки о Святославе Бэлзе выбрано не случайно. Эрудированный литератор оставил огромный след прежде всего на бумаге, создавая статьи и предисловия к произведениям. Экспозиция в «Геликон-опере» представляет его как Человека Читающего.

В центре зала установлена его печатная машинка со стертыми буквами. Вокруг на специальных конструкциях шесть книг парят в воздухе, символизируя небесные тела. Здесь Бэлза предстает как Гутенберг, создавший свою маленькую, но содержательную Вселенную.

При входе внимание привлекает высокий стеллаж с образом летящего книжного человека. Его силуэт собран из книг, которые когда-то читал сам герой выставки. Толкование этого образа предлагается каждому посетителю.

«Один из смыслов тот, что человек состоит из книг, которые он прочитал. Второе значение — образ пришельца из Галактики Гутенберга».

Получить книги из личной библиотеки Бэлзы, насчитывавшей около 25 000 томов, было непросто.

«Я достал их через его старшего сына, который живет во Франции. Последний раз он был здесь три с половиной месяца назад, и тогда я получил примерно десять коробок с книгами. На книжного человека ушла половина», — сообщил куратор.

Организаторы выставки также уделили внимание личности отца Святослава — Игоря Бэлзы. Домашняя атмосфера была научной и творческой, отец стал для сына профессиональным ориентиром. Игорь Бэлза посвятил себя изучению творчества польских музыкантов и Данте.

Среди экспонатов — подарочное издание конца XIX века из коллекции Ивана Козловского и небольшая книжечка 1936 года от музея Пушкина, в создании которого участвовал Бэлза-старший. Раритетное издание «Трех мушкетеров» раскрывает юношеское увлечение Святослава фехтованием.

Отдельный стенд посвящен мини-коллекции бабочек Святослава Бэлзы. Они были его любимым аксессуаром.

«Его отец по любому поводу надевал бабочки. Бабочек в СССР было не достать, только концертные, черные. Поэтому его жена перешивала их для него из галстуков», — продолжил Андрей Райкин.

Телевизионная деятельность Святослава Бэлзы занимает на выставке особое место. Её символизирует белый экран старого телевизора — как напоминание об эпохе. Художественный руководитель «Геликона» Дмитрий Бертман, друживший с Бэлзой, является единственным, кто продолжает традицию вступительных слов к операм на телеканале «Культура».

admin
ND.RU