После начала специальной военной операции многие иностранные компании объявили о приостановке работы или уходе с российского рынка. Власти и бизнес начали оперативно искать им замену. Первоначальные санкции Запада затрагивали банковский сектор и высокие технологии, но позже к ним присоединились компании из самых разных отраслей.
Только за март эксперты насчитали около 200 таких компаний. Ряд крупных мировых брендов, включая производителей одежды, обуви и электроники, закрыли свои магазины или приостановили продажи.
«Мы вступаем в новую фазу переговоров о замене брендов, уходящих из России, на турецкие», — заявил 23 мая Дмитрий Москаленко. «Мы прогнозируем, что этой осенью в торговом секторе по всей России освободятся площади общей площадью 3 млн кв. м».
Он подчеркнул, что переговоры ведутся для долгосрочного присутствия турецких компаний и выгодных инвестиций. Однако возможность полностью заместить ушедшие бренды за счёт Турции остаётся под вопросом.
Ведущий аналитик «Фридом Финанс» Наталья Мильчакова отмечает сложность оценки объёма рынка. Ушедшие бренды контролировали 15-25% рынка одежды и обуви, в то время как российская fashion-индустрия примерно на 75% зависела от брендов из недружественных стран. Турция вряд ли сможет заменить производителей бытовой техники, электроники и автомобилей.
Существует и риск возникновения чрезмерной зависимости от одной страны. Наталья Мильчакова добавляет, что России полезно было бы диверсифицировать рынок, открыв доступ ритейлерам из Китая, Вьетнама и стран Евразийского экономического союза.
«Напрямую из Европы к нам приходит небольшая часть западных брендов, — делится мнением эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов. — Это в основном Италия, Германия и Польша. В сумме около 8% импорта».
Он уверен, что Турция не способна в одиночку заместить объём импорта, который может достигать трети от всего ввоза. Для этого потребуются годы инвестиций в производство и логистику.
«Турция производит одежду и обувь, наиболее близкие по качеству к европейским и американским маркам, — говорит Валерий Емельянов. — Можно ожидать, что турки успешно займут среднюю ценовую нишу».
Вероятно, возрастёт удорожающий реэкспорт через Сербию и другие относительно дружественные страны. Настоящие западные бренды останутся в продаже, но будут стоить дороже и появятся не в фирменных магазинах.
Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков Александр Разуваев считает выход на российский рынок шансом для Турции стабилизировать платёжный баланс.
«Эта страна сильно пострадала в пандемию, когда сократился туристический поток, — говорит Александр Разуваев. — С моей точки зрения, выход на российский рынок позволит Турции решить практически все свои проблемы в экономике».
Он также отмечает, что расчёты, скорее всего, будут происходить в национальных валютах.
