Генералы НАТО и российское сдерживание: почему конфликт не останется обычным

Мне вновь приходится менять свою позицию, уже в третий раз. Обращение главы британского генерального штаба действительно кажется очень странным. Однако странность заключается не в том, что генерал Сандерс считает возможной войну между Россией и НАТО. Реальная странность в другом: сэр Патрик Сандерс, похоже, полагает, что эта война может быть обычной, а не ядерной.

Почему в период холодной войны острый конфликт между сверхдержавами так и не перерос в горячий? Секрет кроется в доктрине гарантированного взаимного уничтожения. В Вашингтоне понимали: Америка способна уничтожить СССР, но и сами США превратятся в радиоактивный пепел. В Москве ситуация была абсолютно симметричной.

Почему я использовал глагол в прошедшем времени? Это ключевой вопрос. Теория, верная для ушедшей эпохи холодной войны, должна оставаться актуальной и для нынешнего времени.

«Теперь несколько важных, очень важных слов для тех, у кого может возникнуть соблазн со стороны вмешаться в происходящие события. Кто бы ни пытался помешать нам, а тем более создавать угрозы для нашей страны, для нашего народа, должны знать, что ответ России будет незамедлительным и приведёт вас к таким последствиям, с которыми вы в своей истории ещё никогда не сталкивались», — заявил Владимир Путин 24 февраля.

Этот тезис был позже усилен. На встрече с министром обороны и начальником генштаба президент РФ отметил, что Запад допускает агрессивные высказывания.

«Поэтому приказываю министру обороны и начальнику генерального штаба перевести силы сдерживания российской армии в особый режим несения боевого дежурства», — добавил он. Сергей Шойгу и Валерий Герасимов подтвердили приказ.

Казалось бы, всё предельно ясно. Однако из заявления сэра Патрика Сандерса следует, что он убеждён: прямой конфликт между Лондоном и Москвой может развиваться по канонам XIX века, до изобретения ядерного оружия. Иначе его призывы готовить армию к боям в Европе лишены смысла — при ядерном обмене ударами это бессмысленно.

Странно? Ещё более странно, что генерал Сандерс не одинок в таких взглядах.

«Западу не стоит зацикливаться на избегании военного решения конфликта, поскольку это делает его более слабым по сравнению с противоположной стороной, настроенной более бескомпромиссно. Поражение Запада, прежде всего Америки на Украине, будет чем-то более серьезным, чем Вьетнам», — заявил вице-премьер Польши Ярослав Качиньский.

Конечно, ключевые решения по стратегии НАТО принимаются не в Варшаве и не в Лондоне. Ответственные лица в Вашингтоне регулярно заявляют, что США не намерены воевать с Россией. Однако и там есть склонность к авантюризму.

Например, заявление постоянного представителя США при НАТО Джулианы Смит о поддержке создания отдельного военного союза Великобритании, Польши, Украины и стран Балтии вызывает серьёзную настороженность. Деятельность такого блока может привести к непредсказуемым последствиям.

Как и процитированные западные деятели, я вырос в эпоху холодной войны. Но, в отличие от них, не верю, что прямой военный конфликт России и НАТО может остаться неядерным. Это не делает меня ни оптимистом, ни пессимистом — только реалистом.

admin
ND.RU