В городе работают десять киноплощадок, каждая со своей тематикой и аудиторией. В библиотеках показывают детские программы из современных мультфильмов. Уютный киномузей в домике XIX века демонстрирует знаковую авторскую анимацию XXI века — лиричную, абсурдную и философскую.
В просторной оранжерее, заполненной растениями, детей учат анимировать под камерой предметы одежды, детали конструктора и пластилин. В перерыве между мастер-классами мне рассказали историю про учительницу, которая привела отряд юных инспекторов движения и требовала снять мультфильм о ПДД. В итоге строгая дама оставила детей аниматорам, а сама больше часа увлеченно двигала под камерой бумажных бабочек и цветы, бормоча:
«Теперь только этим буду заниматься», — призналась она.
На набережной Волхва на большом экране нон-стоп идут мультдискотеки со «Смешариками» и «Фиксиками», полнометражный «Огонек-огниво» и завораживающая «Песнь моря» Томма Мура. Режиссер Денис Чернов привез в Великий Новгород свой новый полнометражный фильм «Финник» о вселенной невидимых домовых. Главный герой характером напоминает Карлсона, а прототипом бесстрашной девочки-детектива стала Лара Крофт. Фильм получился динамичным, и, по слухам, уже планируется его продолжение.
В Новгородской филармонии показывают сборник «Музыка в анимации» и фантазийный фильм для подростков «Где Анна Франк», соединивший память о холокосте с современной проблемой мигрантов. В чешском кукольном фильме «Даже мыши попадают в рай» звериным раем заправляет Козерог, мышка дружит с лисом-вегетарианцем, а полиция на вертолетах ловит нарушителей спокойствия.
Пожилая зрительница высказала претензию номинанту на «Оскар» Константину Бронзиту: мол, люди старшего возраста не смотрят современные мультфильмы, вспоминая понятные советские. Бронзит не согласился:
«Я снимаю фильмы, как считаю нужным, как чувствую. Есть выражение, что режиссер в кино становится на табуретку, и у него всего два варианта — либо это исповедь, либо проповедь. Советская мультипликация, за редким исключением, не была ни тем, ни другим, поэтому я инстинктивно в детстве ее не любил», — пояснил режиссер.
Он добавил, что российские зрители часто не смотрят современную анимацию, потому что советская отбила у них это желание. Они по остаточным ощущениям понимают, что это будет неинтересно, и не знают о новых работах.
Для взрослой аудитории подготовлены программы документальной и студенческой анимации, а также спецподборки вроде «Разные лики любви» и «Недетские проблемы». В последней собраны драматические истории из мира детей и подростков. В 9-минутном фильме «Откуси косточку», получившем Гран-при в Оттаве, режиссер Хонами Яно предстает в образе девочки на похоронах отца. Она вспоминает их последнее лето и не смогла выполнить специфическую традицию — съесть оставшуюся после кремации косточку. Она призналась, что кость будто застряла у нее в горле, и она не может забыть это переживание.
Героиня кукольного фильма «Оперение» в подростковом возрасте начинает обрастать птичьими перьями, как и ее бабушка-знахарка. Перья обладают даром исцеления, но делают девушку белой вороной. Ей предстоит решить — принять свою необычную идентичность или порвать с ней.
В российском кино темы становятся все более острыми. В «Дневнике Андрюши» режиссер Жанна Бекмамбетова анализирует жизнь матери ребенка с синдромом Дауна. В фильме «Исчезающий папа» ребенок с тревогой наблюдает, как отец мечется между старой семьей и новой, задаваясь вопросом, если папы у них становится все меньше, значит, где-то его теперь все больше.
Режиссер Михаил Алдашин на встрече со зрителями рассказал, что 25 лет назад, приступая к съемкам «Рождества», задумал превзойти своего учителя Юрия Норштейна. Услышав об этом, Юрий Борисович рассмеялся и сказал, что только с таким настроением и нужно делать фильм.
