Июль 1941 года стал первым месяцем Великой Отечественной войны, когда бойцы и командиры Красной Армии начали удостаиваться звания Героя Советского Союза. Порядок представления к награде, а тем более сами подвиги, зачастую были исключительными.
Звание Героя Советского Союза являлось высшей степенью отличия в СССР. После 22 июня 1941 года руководству страны пришлось оперативно определять, кто достоин этой чести, чтобы героические примеры стали ориентиром для всех.
Первые указы о присвоении звания вышли в июле 1941 года. За первый месяц войны его получили более двадцати человек: лётчики, танкисты, пехотинцы и разведчики.
«Разговор Жданова со Сталиным да телеграмма в Ставку заменили обычные наградные листы», — вспоминал главный маршал авиации А.А. Новиков.
Первыми Героями 8 июля стали лётчики М.П. Жуков, С.И. Здоровцев и П.Т. Харитонов, совершившие тараны немецких самолётов на подступах к Ленинграду. 14 июля этого же звания были удостоены лётчики Балтийского флота А.К. Антоненко и П.А. Бринько.
22 июля вышел ряд указов, в которых снова отмечались авиаторы. Одним из них был капитан Л.В. Михайлов, посмертно ставший Героем за направление горящего бомбардировщика в колонну вражеских танков. В тот же день второй медалью «Золотая Звезда» был посмертно награждён С.П. Супрун.
26 июля за огненный таран звание Героя посмертно получил Н.Ф. Гастелло. Именно его подвиг, в отличие от подвига Михайлова, получил широкую известность.
22 июля 1941 года появились и первые танкисты-Герои. Одним из них был генерал-майор К.А. Семенченко, командир дивизии, отличившейся на Юго-Западном фронте. В тот же день звания были удостоены танкисты И.А. Кадученко и А.М. Борисов.
А.М. Борисов с экипажем 32 часа удерживал переправу в Карелии. Его подбитый танк получил семь попаданий, но раненые бойцы продолжали сражаться.
24 и 25 июля Героями Советского Союза стали ещё два танкиста: В.А. Мишулин и Б.П. Попов. Майор Попов был представлен к награде за бой в Прибалтике, где его группа танков уничтожила вражескую пехоту и орудия.
Первым из пехотинцев звания Героя 22 июля был удостоен командир дивизии Я.Г. Крейзер. Он умело руководил боем, был ранен, но не покинул поле боя.
Через два дня звание посмертно получил младший лейтенант Н.Л. Кудрявцев, первый Герой Южного фронта. Командующий фронтом И.В. Тюленев писал, что Кудрявцев с тремя бойцами атаковал вражескую роту.
«…а тогда, когда у смельчаков вышли все патроны, тов. Кудрявцев силой своих рук стал уничтожать противника», — отмечалось в представлении.
25 июля Героями стали командир полка В.А. Трубачев и пулемётчик А.И. Заходский, отличившиеся в боях с финскими войсками под Ленинградом. Заходский, оказавшись в окружении, уничтожил более сотни врагов и сумел выйти к своим со станковым пулемётом.
Советская войсковая разведка обрела первого Героя 22 июля. Им стал А.М. Грязнов, командир танка разведбатальона. В бою в Карелии его подбитая машина была взорвана экипажем, чтобы не сдаваться в плен.
Стоит отметить, что в том бою погибли ещё два экипажа разведбатальона. Однако о них вспомнили лишь в 1942 году, посмертно наградив орденами Ленина.
Большинство Героев июля 1941 года служили на Северном фронте. Можно предположить, что такой перевес связан с влиянием члена Военного совета А. Жданова, курировавшего это направление. Кроме того, обстановка там была стабильнее, что позволяло своевременно оформлять наградные документы.
