Страны альянса ОПЕК+ договорились увеличить добычу нефти в сентябре на 100 тысяч баррелей в сутки. Это решение было принято на заседании организации 3 августа.
«Спрос и предложение на глобальном рынке нефти уже вернулись к допандемийным уровням», — сообщил по итогам заседания вице-премьер России Александр Новак.
Он отметил, что дополнительные объёмы добычи позволят удовлетворить растущее мировое потребление топлива. Однако участники рынка предупреждают о сохраняющихся рисках, главный из которых — политика Запада, направленная на лишение Москвы доходов от продажи сырья.
«Есть неопределённости, которые нужно учитывать… Это в первую очередь участившиеся случаи COVID-19, распространение нового штамма, неопределённости, связанные с нарушением транспортно-логистических цепочек из-за вводимых ограничений, в том числе на российскую нефть и нефтепродукты», — добавил Новак.
Страны G7 изучают возможность установления потолка цен на российскую нефть, чтобы ограничить доходы Москвы от экспорта. В заявлении альянса говорится о стремлении разработать решения, сокращающие эти доходы, и о рассмотрении целого ряда подходов.
Эксперты сомневаются в эффективности этой инициативы. Ключевой вопрос — присоединятся ли к ней крупные потребители российской нефти, такие как Индия и Китай.
«Без них подобную меру вряд ли удастся реализовать. К тому же пока не совсем понятно, какие ответные шаги может предпринять Россия. Если страна вовсе откажется продавать свою нефть по предложенным ценам, то стоимость сырья от других поставщиков может обновить рекорды», — пояснил эксперт по фондовому рынку Игорь Галактионов.
Индия и Китай уже покупают российскую нефть со значительной скидкой и скептически относятся к идее потолка цен. Аналитики не исключают, что в случае реализации этой инициативы Россия может остановить экспорт для стран G7.
«В этом случае стоимость барреля на мировом рынке вполне может подняться до $150 и выше», — не исключила ведущий аналитик Наталья Мильчакова.
Удорожание нефти уже привело к рекордной инфляции в США. Вашингтон надеется, что страны Ближнего Востока смогут заместить российское сырьё, но эксперты сомневаются в этом. В самой ОПЕК неоднократно подчёркивали, что в мире сегодня нет свободных мощностей для замены российских объёмов.
«В августе мы ожидаем, что цены могут колебаться в рамках $98—113 за баррель», — предположила Наталья Мильчакова.
Высокие цены на нефть будут играть в пользу российского бюджета, компенсируя возможное сокращение добычи. Это увеличит финансовые поступления, что нивелирует негатив от снижения объёмов экспорта и укрепления рубля.
