Побег из СИЗО-1 в Екатеринбурге стал возможен из-за духоты, незапертого окна и нехватки кадров

Происшествия

Побег двоих заключенных из екатеринбургского СИЗО-1 в ночь на 1 сентября 2025 года обрастает пугающими деталями. История, которая могла бы лечь в основу тюремного триллера, теперь стала предметом разбирательства в Верх-Исетском районном суде.

Выяснилось, что осужденный за терроризм Александр Черепанов планировал побег, находясь в плохом самочувствии. А помогла ему в этом обычная духота.

Картину событий восстановил сокамерник Черепанова Андрей Тюлькин. По его словам, в ту ночь Александр чувствовал себя подавленно и не ложился спать.

В распоряжении заключенного оказались небольшая арматура и электроды. Арматуру он нашел за окном камеры, а электроды ранее оставили в коридоре хозяйственные работники. С их помощью Черепанов мог открывать окно, чтобы передавать пищу.

Как пояснил свидетель, окно в камере было старым. Даже когда щеколда была закрыта, раму без труда можно было поддеть крючком, и сотрудники изолятора знали об этом. Более того, окно часто держали открытым.

Причина до банальности проста: в камерах не было нормальной вентиляции и стояла невыносимая духота. Конструкция СИЗО словно подталкивала к нарушению режима ради элементарного комфорта.

В стене камеры имелось небольшое отверстие диаметром в пару сантиметров. Через него заключенные могли обмениваться мелкими вещами, что, вероятно, тоже сыграло свою роль.

Сам побег выглядел как четкая, хоть и импровизированная операция. Черепанов разорвал простыни, связал их в веревку, после чего открыл дверь камеры и вышел в коридор. Там он освободил Ивана Корюкова, своего сообщника по преступлению террористической направленности.

Далее беглецы вскрыли дверь, ведущую в прогулочный двор. Поднявшись на крышу, они по ней добрались до пожарной лестницы, которая вывела их прямо на свободу.

Почему система безопасности не среагировала на ночное перемещение людей по крыше? Ответ дала старший оператор Наталья Бойцова, которая дежурила в ту смену.

«Побега я не заметила», — честно призналась женщина.

При этом Бойцова сослалась на объективные обстоятельства. В камере Черепанова не было видеонаблюдения. Кроме того, она находилась на посту одна, хотя по нормативам должно быть семеро сотрудников.

«Один человек должен одновременно контролировать 16 мониторов, на которые транслируется картинка с 503 камер. Физически это невозможно», — заявила оператор в суде.

К этому добавились не сработавшие вовремя датчики и туман, который ухудшал видимость. Коллеги оператора на заседании также указали на острую нехватку персонала, ставшую привычным фоном работы учреждения.

История побега закончилась предсказуемо. Черепанова задержали 8 сентября недалеко от поселка Медный на Чусовском тракте. Корюкова нашли чуть позже, 15 сентября. Все это время они скрывались на дачных участках.

После инцидента руководство СИЗО приняло меры: количество камер видеонаблюдения увеличили.

Павел Еремин
ND.RU
Добавить комментарий