Судьба этих кораблей долгое время оставалась неизвестной. По некоторым сведениям, их могли продать Финляндии на металлолом.
На Балтике стоит полный штиль, что создает идеальные условия для работы водолазов Центра подводных исследований РГО. В помощь им используется телеуправляемый аппарат, способный погружаться на километр, хотя сегодня глубина не превышает 35 метров.
Под водой отличная видимость. Постепенно проступают очертания корпуса с застывшими винтами, торпедными аппаратами и стремительным силуэтом — это миноносец Российского императорского флота, пролежавший на дне более века.
«Есть чувство прошедшего былого величия. То есть понимая, как это когда-то выглядело, угадывая обводы, габариты, невольно в воображении рисуешь статный, быстроходный, агрессивный корабль», — сказал исполнительный директор Центра Сергей Фокин.
Десять малых миноносцев проекта «Циклон» построили в Петербурге в начале XX века. Они были самыми быстроходными в своем классе, служили в конвое императорской яхты, а с началом Первой мировой воевали на Балтике.
После революции несколько кораблей остались в Финляндии и позже, уже в составе её флота, выступили против советской республики вместе с английской эскадрой. Однако суровая зима 1919 года помешала им воевать — три миноносца были затерты льдами.
«Был караван из 15 кораблей и всего один небольшой ледокол, который не справился. Выйдя из пролива Бьеркезунд, они попали в лед. Один утонул за семь часов, другой — за 12, а третий — за сутки», — рассказал советник Центра Андрей Лукошков.
Найти сразу три корабля времен Первой мировой — большая удача. Еще десять лет — и от них могло бы почти ничего не остаться. Все они лежат на дне недалеко друг от друга.
Штурвал в рубке миноносца, изготовленный из латуни, сохранился практически идеально. В то же время стальные фрагменты корпуса толщиной 3–4 мм сильно пострадали: металл крошится в руках.
Специалистам Центра уже удалось поднять со дна несколько уникальных артефактов — от фарфоровых чайников до приборов и фонарей.
«Этот фонарь был масляный или керосиновый — пока сложно сказать, поскольку его не разбирали. Он в очень плохом состоянии, внутри ил с водой, тонкостенный и может легко рассыпаться», — заявил подводный археолог Роман Прохоров.
Все найденные предметы ждет тщательная реставрация, после которой они пополнят музейные коллекции. Даже пролежавший век на дне машинный телеграф, на котором четко читаются команды «Товсь» и «Полный ход», выглядит достойно.
Ранее у южного побережья полуострова Рыбачий в Баренцевом море были обнаружены останки первого научно-исследовательского судна СССР «Персей». Его потопила немецкая авиация в начале Великой Отечественной войны после доставки военных грузов.
