Московские коммунальные службы начали удалять жёлтую краску с разметки пешеходных переходов. Решение вернуться к прежнему стандарту «зебры», действовавшему до конца 2000-х годов, было принято в прошлом году и сейчас реализуется.
Жёлтые полосы когда-то добавляли для заметности, но для Москвы важнее оказалось то, что бело-жёлтая разметка слишком скользкая и потому опасна для велосипедистов и мотоциклистов.
«Линька» разметки проводится только на регулируемых переходах, отметили в пресс-службе Комплекса городского хозяйства. На нерегулируемых зебрах пока всё остаётся по-старому.
«Решение об отказе от использования жёлтого цвета при разметке регулируемых пешеходных переходов принято Центром организации дорожного движения в 2020 году», — подчеркнули в ведомстве.
Там добавили, что, согласно исследованию, двойная разметка снижает сцепление с асфальтом в дождь, что особенно важно для мотоциклистов.
Как сообщили коммунальщики, ещё в прошлом году при ремонте дорог жёлтые полосы на регулируемых переходах перестали наносить. Сейчас приступили к удалению уже существующей разметки.
«Удаляют жёлтые полосы разметки с помощью фрез и ручных демаркировщиков, — отметили в Комплексе городского хозяйства. — Допускается срезка до 3 миллиметров слоя дорожного покрытия. Это не влияет на безопасность движения».
После этого белые полосы обновляют свежей краской. Работы обычно проводят ночью, чтобы не мешать движению.
«Лет 10 назад какой-то не очень умный человек решил, что использование дополнительного жёлтого цвета на переходах добавляет безопасности, — комментирует отказ от жёлтых полос глава экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. — Исследования на этот счёт не проводились, но требование быстро внесли в ГОСТы».
По его словам, в прошлом году Москва приняла волевое решение отказаться от таких линий на регулируемых переходах. На городских улицах и так много отвлекающих факторов — знаки, светофоры, реклама.
«Если мы добавляем ещё и жёлтые полосы на дороге, то внимание рассеивается настолько, что человек физически перестаёт их различать», — добавил Шумский.
Визуальная пестрота, отвлекающая водителей, — ещё один недостаток бело-жёлтых зебр. По мнению эксперта, постепенно жёлтые полоски исчезнут и с нерегулируемых переходов.
«Такая мера хороша где-нибудь за городом, но в столице лучше использовать островки безопасности, шиканы и нормальное освещение», — резюмировал он.
Бывший сотрудник центрального аппарата ГИБДД, участвовавший в реформе 2000-х годов, рассказал, что введение жёлтых полос тогда имело и символический смысл.
«Мы столкнулись с волной критики со стороны москвичей, которые начали массово ездить в Европу и оценили городскую среду западных столиц. Сделать разметку более видимой, уйти от «унылого советского облика» — такая была задача», — отметил он.
Решение дополнить зебру светоотражающими жёлтыми полосами широко использовалось в Европе. Реформа прошла до того, как на Западе начали говорить о визуальном шуме.
По словам эксперта, куда более насущной проблемой является меньшая заметность разметки в тёмное время суток.
«Где именно из-за высочайшего качества разметки во многих местах убирают дорожное освещение: оно просто не нужно, когда сверкает светоотражающая краска. В России так не получается делать по двум причинам: обильная дорожная грязь и пыль, а также качество самих материалов», — пояснил проектировщик.
Единственный реальный способ сделать любую разметку заметной — регулярная мойка проезжей части специальными шампунями. Однако здесь возникают экономические и экологические вопросы.
«То, что убирают жёлтые полосы, действительно очень хорошо, — комментирует мотоциклист с двадцатилетним стажем Дмитрий Рыков. — Они довольно опасны в дождь, особенно для неопытных байкеров».
Он добавил, что раньше, пока жёлтых полос не было, мотоциклисты всегда проезжали между белых штрихов. К этому же вернутся и сейчас.
Тем временем Москва перенимает следующую европейскую тенденцию — «успокоение трафика» с помощью зигзагообразной конфигурации полос. Логика проста: необходимость маневрировать в узком коридоре заставляет снижать скорость. Это необходимо в рамках борьбы за нулевую смертность в ДТП.
