«Медуза» пишет, что предвыборный список «Единой России» возглавит Медведев. Это самое слабое из всех возможных решений, — сообщает издание.
В материале отмечается, что после увольнения с поста премьера Путин публично списал Медведева со счетов. Должность зама в Совбезе ситуацию не меняет, так как она значительно менее значима. Избиратели обычно голосуют за первых лиц, а не за их заместителей.
Главная проблема в том, что Медведева нельзя назвать новым лицом. Его возвращение будет воспринято как доказательство нежелания власти меняться. В условиях растущего запроса на перемены такое решение выглядит самоубийственным.
На роль лидера списка гораздо больше подошел бы Мишустин. Он является новым лицом и занимает серьезную должность. Ему лишь нужно сформулировать правильный посыл о переменах. В отличие от Медведева, за Мишустина избиратель еще не голосовал, поэтому он может попросить кредит доверия.
Избирательную кампанию можно было организовать как референдум по доверию Мишустину и его курсу. В отличие от партии, у премьера пока минимальный антирейтинг. Однако это очевидное решение не было принято.
По словам кремлевских источников «Медузы», лидерство премьера в списке указывало бы на него как на возможного преемника, а такое решение пока не принято. По сути, это можно прочитать как проявление ревности.
Нынешний режим часто ставит телегу впереди лошади. Аппаратная логика в нём постоянно доминирует над политической. Власть готова закопать собственные политические перспективы ради аппаратных интересов.
Например, можно было бы объявить о новом курсе: внешние рубежи укреплены, теперь главный приоритет — качество жизни людей. В ознаменование этого вся головная часть списка могла бы состоять из представителей народа — учителей, врачей, учёных. Люди из прежних элит могли бы избираться по одномандатным округам.
Такой шаг, вероятно, не впечатлит сторонников оппозиции, но может их деморализовать, показав, что власти есть что сказать обществу. Сторонников власти это консолидирует и повысит явку. Значительная часть колеблющихся тоже могла бы поддержать такой курс, что позволило бы выиграть выборы без фальсификаций.
Однако Кремль, по тем же аппаратным соображениям, ничего подобного не сделает. Возникнет вопрос: как можно подвинуть уважаемых людей и выдвинуть простолюдинов?
Чтобы угодить элитам, власть, вероятно, предпочтёт сфальсифицировать выборы, окончательно делегитимизируя себя и рискуя спровоцировать новый протест. Именно так умирают режимы, потерявшие связь с реальностью и управляемые импульсами из недр собственного аппарата.
