Директор Русского музея Владимир Гусев прокомментировал возвращение произведений искусства из испанского филиала.
«Многое пришлось перечесть, чтобы получить назад эти вещи, – сказал Владимир Гусев. – Их страховая оценка очень высока, и был риск, что таможенники расценят их как предметы роскоши. Сейчас появились новые ограничения в связи с санкциями».
Вещи вернулись, что стало радостным событием. Однако директор отметил, что подобные возвращения в музей случались тысячами и раньше не становились публичными. Сейчас, по его словам, ситуация изменилась на фоне международной обстановки.
«Я убеждён, что культура не должна страдать от политики. Нельзя допускать, чтобы исчезали культурные связи, запрещали уроки русской литературы, отменяли концерты или закрывали выставки. Я даже не могу открыто поблагодарить наших коллег из Малаги, чтобы их не обвинили в сочувствии России. Идёт „охота на ведьм“», — добавил он.
До недавнего времени в филиале Русского музея в Малаге, открывшемся в 2015 году, работали четыре выставки. Среди них были проекты «Война и мир», «Авангарды в русском искусстве», «Маяковский – художник и поэт» и выставка к 200-летию Достоевского. На них демонстрировались работы Айвазовского, Васнецова, Верещагина, Кустодиева, Малевича, Кандинского, Шагала и многих других известных художников.
Произведения транспортировали на родину на двух крупных грузовиках с прицепами. Они выехали из Испании 9 мая, а 19 мая прибыли в Русский музей, где был организован публичный процесс распаковки.
Транспорт следовал через территорию Германии и Финляндии. Таможенное оформление проходило на том же пункте на русско-финской границе, где в апреле были временно задержаны грузы с экспонатами из Эрмитажа, Третьяковской галереи и Музея Востока. После консультаций финские власти пропустили те произведения, создав прецедент в практике применения санкций.
Позже тем же маршрутом вернулись экспонаты с выставки коллекции Морозовых из Парижа. Также границу пересек римский рельеф «Митра, закалывающая быка» из Эрмитажа, который до апреля демонстрировался в Королевском музее Мариемона в Бельгии.
Для каждого груза Министерство культуры РФ организовывало специальный коридор, договариваясь со всеми странами на пути следования.
«Надеюсь, филиал в Малаге продолжит работу, когда спадет волна агрессии и нетерпимости, – выразил надежду Владимир Гусев во время распаковки. – После начала специальной операции посещаемость выставки „Война и мир“ выросла в пять раз».
Сотни тысяч испанцев увидели эту экспозицию, задуманную как философское размышление о причинах войн. В последние месяцы охрана выставок была усилена, но инцидентов не произошло. Проект был воспринят публикой именно как поиск ответов на вечные вопросы.
