Страсти по поводу обмена попавшей в плен так называемой парамедика Юлии Паевской из «Азова»*, известной под кличкой Тайра, не утихают уже несколько дней. Звучат версии от «секретной операции» по вызволению важных персон до откровенного саботажа. Однако это второстепенно. Очевидно другое: Россия вновь проиграла в информационной войне, подарив Киеву новую «героиню», как ранее при выдаче наводчицы Надежды Савченко.
То, как именно Тайра оказалась на свободе, точно неизвестно никому, кроме узкого круга лиц. Официальной позиции Москва по этому поводу не представила. Есть лишь мнения, предположения и версии из так называемых надёжных источников.
При этом совершенно чётко читается реакция общества — растерянное недоумение, смешанное с гневным возмущением.
«Вы зачем отпустили эту… которую сами же называли демоном в человеческом обличье, убийцей и нацисткой, когда обещали справедливый трибунал над всеми военными преступниками?!» — спрашивают люди.
Ответа на этот вопрос по-прежнему нет.
Когда в середине марта Паевская попала в плен, это стало заметным событием в медиапространстве. Её образ создавался долгое время как образ «героини», бросившей всё ради защиты Украины.
Тайре 53 года, она уроженка Киева. Почти всю жизнь работала тренером по айкидо. Впервые она засветилась в политике в 2004 году во время «оранжевой революции», а затем появилась вновь во время госпереворота в Киеве в 2014-м, участвуя в беспорядках.
Позже она отправилась в Донбасс, объявила себя «парамедиком», не имея медицинского образования, и сформировала собственный отряд. Тогда же она получила позывной «Тайра», её имидж резко сменился на милитари, а причёска стала короче.
В Мариуполе она находилась вместе с националистами «Азова»*, но была задержана при попытке сбежать из города под видом матери чужих детей. То, что её освободили в результате неясного обмена, произвело эффект разорвавшейся бомбы.
Аналогичное негодование в своё время вызвало освобождение наводчицы Надежды Савченко, осуждённой за соучастие в убийстве журналистов в Донбассе. Её обменяли на двух российских граждан после суда и официальных переговоров.
Однако разница между обменом Савченко и освобождением Паевской очевидна. В первом случае был суд, были ясные цели — возвращение соотечественников. В случае с Тайрой — полная неясность. На кого её обменяли, за что именно она должна была отвечать и кто санкционировал это действо, никто не знает.
Савченко, получившая звание Героя Украины, позже стала оппозиционеркой, была обвинена в подготовке переворота и арестована уже на Украине. Вряд ли стоит рассчитывать, что нечто подобное устроит и Паевская.
Своё дело она уже сделала, укрепив пошатнувшийся имидж президента Украины, который пообещал вернуть бойцов «Азова»*.
«…Сегодня уже могу сообщить: удалось освободить из плена Тайру – украинского парамедика Юлию Паевскую. Она уже дома. Будем работать и дальше, чтобы забрать всех», — заявил Владимир Зеленский.
При этом важно обратить внимание на формулировку «удалось освободить» без уточнения об обмене. Сама оболочка тайного процесса выглядит крайне странной.
Военкор Ирина Куксенкова позже заявила, что обмена не было, а имела место «левая мутная схема» с участием неких лиц и крупной суммой денег. Она же сообщила, что в ДНР сейчас идут «большие разборки» по этому поводу.
История с предполагаемым обменом на Адама Гриценко, сына Мурада Саидова, совершенно мутная. Сам Гриценко ранее появлялся на украинском телевидении с резкими высказываниями в адрес руководства Чечни и России.
«Менять украинских граждан на украинских нацистов – не моя прерогатива, и такие вопросы не входят в мою компетенцию», — позже заявил глава Чечни Рамзан Кадыров, опровергнув информацию об обмене.
У Тайры, попавшей в плен, был создан жуткий медийный образ мужеподобного создания с татуировками. Её обвиняли не только в нацизме, но и, по некоторым версиям, в снайперской деятельности. Было заявлено, что по отношению к таким людям не может быть снисхождения.
«Почему произошло то, что произошло? Я думаю, что российская сторона, отдельные её представители, по договорённости с украинской стороной, должны были провести это абсолютно тайно. А украинская сторона не сдержала договорённость и сделала из этого великолепный пиар», — считает блогер Анатолий Шарий.
«Проблема Савченко и Тайры – оторванность нашей медийной повестки от реальности. Те, кто принимают решения, не обращают внимание на настроения людей», — высказался в беседе экс-нардеп Олег Царёв.
По его словам, если бы из этих фигур изначально не лепили образы исчадий ада, на обмены не обратили бы столь пристального внимания. При этом он отметил, что история с Тайрой вызвала мощную негативную реакцию в ДНР, Минобороны и даже в Кремле.
- Отряды специального назначения «Азов» и «Айдар» – организации, запрещённые на территории России.
