Меня в комментариях назвали инфантильным, утверждая, что я романтизирую капиталистов — этих жадных и примитивных хапуг.
«У вас инфантильные представления о богачах. Кто-то из них отдал все свои деньги на благо всего человечества, ограничившись разумным минимумом? Нет таких. Все борются за увеличение капитала, и так уже превышающего любые разумные потребности», — написали мне.
Жаль, что современные коммунисты предпочитают совершать символические жертвоприношения у памятников. Если бы они нашли время прочесть приказы и письма покойных вождей, их представление о мире было бы менее наивным.
«Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо. Учиться у всех – и у врагов и у друзей, особенно у врагов», — заявил Иосиф Сталин на восьмом съезде ВЛКСМ.
И действительно, учиться у друзей коммунист не всегда может. Друзья склонны оберегать его от лишней информации, цензурировать неприятные факты. Если открыть Большую Советскую Энциклопедию, то для статьи про меценатов не нашлось места ни в одном из 30 томов.
Существуют обширные списки меценатов Российской империи, включающие более 300 фамилий. Это огромные цифры, учитывая, что купцов первой гильдии было мало, а менее состоятельные чаще всего оставались в тени.
Многие из этих купцов тратили на благотворительность всё или почти всё своё состояние. Показательна история Гаврилы Солодовникова, выходца из скромной семьи.
Не получив образования, он вёл себя как карикатурный торгаш: был скуп, самодурен и непорядочен. Несмотря на это, Солодовников сказочно разбогател. Ещё при жизни он строил театры и больницы.
После смерти купца выяснилось, что в наследство детям он оставил 800 тысяч рублей, тогда как 20 миллионов — огромная по тем временам сумма — отписал на постройку училищ, школ и жилья для бедных.
Его сын построил как минимум два таких дома с лифтами и электричеством. Вероятно, построил бы и больше, однако наступил 1917 год, и идею доступного жилья пришлось заморозить на долгие 40 лет.
Как видите, даже худшие представители сословия считали необходимым помогать обществу. Основная масса купцов делала то же самое в спокойном режиме.
Достаточно вспомнить купцов Абрикосовых, основателей знаменитой кондитерской фабрики. Они строили школы и квартиры для нуждающихся, а также большой родильный приют, известный как роддом имени Крупской.
Если посмотреть на социальную инфраструктуру ленинской и сталинской России, обнаружится, что огромная её доля была построена частными лицами до революции.
После ухода КПСС дореволюционные традиции возобновились. Существуют перечни современных российских благотворителей и меценатов, однако они крайне неполны.
В них нет, например, Владислава Тетюхина, потратившего всё своё миллиардное состояние на строительство суперсовременного госпиталя в Нижнем Тагиле. Отчасти это можно объяснить нежеланием публичности.
Весьма типичны проблемы владельцев магазинов, пытавшихся раздавать хлеб нуждающимся. Большую часть таких начинаний пришлось свернуть из-за агрессии получателей.
Добрые дела наказываются. Столкнувшись с последствиями, бизнесмены часто включают режим секретности, чтобы не расплачиваться дополнительной головной болью.
В Императорской России купцы занимались меценатством по трём главным причинам. Будучи людьми деятельными, они считали правильным менять мир вокруг себя.
Многие инфраструктурные проекты, вроде канализации в Самаре, делались за счёт частных лиц, желавших помочь родному городу. Бюджеты государства были тогда меньше.
Большая часть купцов была глубоко верующей. Кем бы ни был купец — православным, старообрядцем, иудеем — вера требовала отдавать значительную часть дохода на благотворительность.
Расходы повышали статус купца. Построенная им больница носила его фамилию, выделяя его на фоне товарищей. Те, в свою очередь, не хотели отставать.
Эти три причины работают и в современной России, пусть и немного иначе. Благотворительность с меценатством — древнее и отнюдь не уникальное для России явление.
Многие иностранные бизнесмены, как Билл Гейтс или Джордж Сорос, тратят на благотворительность значительную долю доходов. Показательна история Чарльза Фини, создателя сети Duty Free.
Став одним из богатейших людей мира, он передал все свои миллиарды в благотворительный фонд, оставив себе на жизнь скромные 2 миллиона долларов. Один из его проектов — Университет Лимерика в Ирландии.
