Количество сообщений о минировании самолётов и аэропортов за первые шесть месяцев 2021 года снизилось в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Об этом сообщили в Ространснадзоре. Если с января по июнь 2020 года было зафиксировано 539 подобных инцидентов, то за тот же период 2021-го поступило 183 сообщения.
Во всех случаях угрозы не подтвердились. Однако по каждому сигналу проводился повторный досмотр пассажиров, багажа, экипажа и грузов, что приводило к задержкам рейсов.
Эксперты полагают, что на улучшение статистики повлияла пандемия коронавируса.
«В прошлом году первые четыре месяца не были затронуты пандемией, и более высокий уровень «минирований» пришёлся как раз на это время, — объясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Потом всех посадили на карантин, и минировать стало попросту нечего, потому что полёты прекратились».
Часто угрозы поступают от людей в состоянии опьянения или пытающихся решить личные проблемы. Например, летом 2020 года пассажир рейса Саратов-Москва заявил о минировании из-за того, что его подруге не разрешили пронести негабаритную переноску для животного. Вылет задержался на три часа.
В начале мая 2021 года в аэропорту Шереметьево мужчина, представившись замминистра МВД, потребовал перекрыть вылет пассажирки во Франкфурт, заявив о возможном теракте. Позже он позвонил снова.
«Она нигде не совалась? Перекройте все аэропорты, перекройте Домодедово, Шереметьево и свяжитесь со мной», — заявил звонивший.
На рейс были вызваны силовики, меры безопасности усилены. Лжеминистр вскоре был задержан.
Иногда пассажиры сами вызывают полицию, если что-то кажется им подозрительным. Недавно на рейсе Москва-Ставрополь человек принял электронный счётчик на пальце соседа за опасный прибор. Проверка показала, что угрозы нет.
Согласно статистике Верховного суда, более половины привлечённых по статье о ложном сообщении об акте терроризма в 2020 году были осуждены. Около 15% из них признаны невменяемыми и направлены на принудительное лечение.
Роман Гусаров считает, что реагировать необходимо на все угрозы, независимо от их адекватности.
«Злоумышленник может быть как вменяемый, так и невменяемый, и судить об этом по тексту сообщения — неправильно, — говорит эксперт. — Любое из таких хулиганских предупреждений может оказаться реальным, поэтому их приходится отрабатывать. Игнорировать их недопустимо».
Он также полагает, что сократить количество инцидентов могла бы массовая деанонимизация.
«Сейчас многие сетуют на то, что государство лишает нас анонимности, — комментирует Гусаров. — Но эти меры принимаются, чтобы минимизировать экономические потери от хулиганских действий. Из-за них происходят задержки рейсов, напряжение ресурсов и большие финансовые затраты. Анонимностью сейчас пользуются не только хулиганы, но и реальные злоумышленники».
