В Новосибирске детям с синдромом Хантера заменили немецкий препарат на российский без согласия родителей

В Новосибирске детей с диагнозом «мукополисахаридоз II типа» (синдром Хантера) с апреля перевели на российский препарат. Их матери утверждают, что показаний для отмены прежней терапии не было. Они считают такую замену неоправданным риском для здоровья сыновей.

Евгения Шиверских и Ирина Леденёва воспитывают детей с этим орфанным заболеванием. Оно приводит к поражению внутренних органов, костным деформациям и психоневрологическим нарушениям. Часто пациенты теряют способность самостоятельно передвигаться и говорить. Долгое время в России применялся только немецкий препарат «Элапраза».

«Обычно инициатива замены препарата исходит от пациента, его родителей или лечащего врача. В нашем случае нас поставили перед фактом. Медики без нашего ведома провели консилиум, исходили из каких-то документов, которые долго отказывались нам предоставлять», — объясняет Ирина Леденёва.

По словам женщин, региональные власти закупили российский препарат «Хантераза» ещё в январе, до его официального назначения мальчикам.

«Обычно сначала препарат назначают пациенту, а потом его закупают. В нашем же случае пациентов на «Хантеразу» нашли уже постфактум», — негодует Евгения Шиверских.

Матери подчёркивают, что не считают новое лекарство плохим. Они выступают против замены хорошо зарекомендовавшего себя средства на менее изученное. Также они настаивают, что сама процедура была проведена незаконно, без согласования с родителями и лечащим врачом.

Женщинам с трудом удалось получить документы, на основании которых приняли решение. Они утверждают, что данные о состоянии здоровья детей на консилиуме не соответствовали действительности.

«Я считаю, что сведения о состоянии моего ребёнка были искажены. Нам написали, что он в «крайне тяжёлом состоянии». Но это же реанимация, а мой сын хорошо себя чувствует, сам ходит!» — утверждает Евгения Шиверских.

В Министерстве здравоохранения Новосибирской области пояснили, что финансирование лечения орфанных заболеваний происходит на федеральном уровне.

«Замена препарата также производится по решению федерального центра», — отметили в региональном Минздраве.

Специалисты федеральных ведомств подтвердили право консилиума принимать такие решения. Однако эксперты указали, что менять терапию следует только при серьёзных жалобах на уже используемый препарат.

По словам главного внештатного специалиста Минздрава РФ по профилактической медицине, препараты производятся на разных линиях клеток и не являются взаимозаменяемыми. Переход возможен лишь в случае неконтролируемых повторяющихся серьёзных побочных реакций.

Аналогичную позицию высказали в медико-генетическом научном центре имени Бочкова. Там подчеркнули, что для замены необходимы конкретные и серьёзные показания.

Тем временем запасы «Элапразы» в регионе заканчиваются. Благотворители закупили препарат для мальчиков на три месяца, пока идёт разбирательство. Матери надеются за это время убедить власти оставить прежнюю терапию.

По словам женщин, им известны случаи перевода детей на «Хантеразу». В одном случае заболевание у ребёнка проявляется мягче. В другом — замена была инициирована самими родителями из-за неэффективности старого препарата.

«Мои знакомые из Подмосковья тоже перешли на «Хантеразу». Но там мальчику просто перестал помогать старый препарат, родители сами обратились к врачу. Их никто не ставил перед фактом», — заключила Евгения Шиверских.

admin
ND.RU