Год назад на пике первой волны пандемии прямую линию с Владимиром Путиным сначала отменили, а затем частично включили в большую декабрьскую пресс-конференцию. В этом году, несмотря на подъём третьей волны, событие решили не отменять, рассчитывая на технологическую готовность населения. Ставка была сделана на то, что у многих есть смартфоны, с помощью которых можно записать обращение или позвонить в колл-центр.
Люди действительно активно звонили, писали и присылали видео с вопросами и жалобами. Возможно, из-за особенностей отечественной сотовой связи трансляция получилась даже динамичнее обычного. У зрителей возникало ощущение сопереживания и тем, кто задавал вопросы, и тем, кто в студии пытался их расслышать.
«Я не поддерживаю обязательную вакцинацию, и продолжаю придерживаться этой же точки зрения, — объяснил Путин. — Были предложения перевести вакцинацию против ковидной инфекции в раздел национальных прививок, но депутаты Государственной Думы не поддержали. Вместе с тем вторая составляющая закона говорит, что в случае подъёма заболеваемости руководители регионов имеют право вводить обязательную вакцинацию для отдельных категорий граждан».
Президент пообещал, что национального локдауна не будет, если люди продолжат активно прививаться. Он также пояснил, почему не стал вакцинироваться публично.
«Я не думаю, что это так уж важно — показать видео, — задал он встречный вопрос одной из ведущих. — Я надеюсь, что в большинстве своём граждане страны понимают, что если я сказал, что прививку сделал, то так оно и есть».
Также он раскрыл, какой именно вакциной привился.
«Когда я делал, у нас в гражданском обороте были две вакцины — «ЭпиВакКорона» и «Спутник V», — рассказал Путин. — Я принял для себя решение привиться «Спутником V», тем более что вооружённые силы у нас прививаются этой вакциной, а я всё-таки верховный главнокомандующий».
На вопрос о законности угроз увольнения за отказ от прививки при наличии медотвода президент ответил однозначно.
«Это незаконно, сразу могу сказать, — ответил мужу школьной учительницы Путин. — Если есть медотвод, требовать вакцинации никто не имеет права».
В блоке международных вопросов основное внимание уделили Украине. Президент пояснил, почему она не входит в список недружественных стран.
«Потому что я не считаю, что украинский народ — недружественный нам народ, — ответил он. — Я считаю, что украинцы и русские — это вообще один народ. Вот руководство Украины, сегодняшнее руководство явно недружественно к нам».
Он также прокомментировал возможность встречи с президентом Украины.
«Что встречаться с Зеленским, если он отдал свою страну под полное внешнее управление? — развёл руками Путин. — Ключевые вопросы решаются не в Киеве, а в Вашингтоне, отчасти в Берлине и в Париже. Ну и о чём разговаривать?»
Касаясь инцидента с британским эсминцем у берегов Крыма, президент высказал мнение о возможных последствиях.
«Даже если бы мы потопили этот корабль, всё равно трудно было бы представить, что мир встал бы на грань третьей мировой войны, — успокоил всех Путин. — Потому что те, кто это делают, знают, что они не могут выйти победителями из этой войны».
В экономическом блоке затронули слух о возможном налоге на рогатый скот.
«Надо налог на голову ввести для тех, кто распространяет такие слухи, — эмоционально отреагировал Путин. — Нет, никакого налога на скот у нас никто вводить не собирается».
Говоря о сельском хозяйстве, он отметил важность развития собственного племенного фонда.
«Вот мы по курице решили проблему, но не все знают, что мы яйцо-то завозим в основном — для того, чтобы курицу растить. А нужно иметь своё первичное яйцо», — сказал президент.
Отвечая на вопрос о телефонных мошенниках, обокравших ветерана, Путин был категоричен.
«Это просто подонки, — не стал сдерживаться Путин. — Те люди, которые совершают такие преступления в отношении пожилых людей, — просто подонки. Конечно, нужно с этим бороться».
Во время обсуждения интернета стало известно о DDoS-атаке на системы Прямой линии, что совпало со срывом звонка из Кузбасса.
«Шутите? Серьёзно? — удивился Путин. — Оказывается, есть кузбасские хакеры».
Он подробно высказался о проблеме регулирования зарубежных социальных сетей, которые игнорируют российские законы.
«Они нас посылают подальше, когда не выполняют наши требования, — сказал президент. — Ни одна уважающая себя страна мира себя так не ведёт».
В личной части эфира Путина спросили, что он поёт на отдыхе.
«Я же русский человек, поэтому я мало чем отличаюсь от подавляющего большинства наших граждан в этом смысле, — сказал Путин. — А что поём? Русские песни, советские — они мелодичные, красивые и содержательные».
На вопрос о работе после отставки он ответил с долей шутки.
«Зачем после отставки работать? — удивился президент. — Буду на печке сидеть».
Он также серьёзно отнёсся к вопросу о преемнике.
«Конечно, подойдёт время, и я, надеюсь, смогу сказать о том, что такой-то человек, по моему мнению, достоин того, чтобы возглавить такую замечательную страну, как наша родина — Россия», — ответил Путин.
Самый философский ответ прозвучал на вопрос о произведении, которое оказало на него наибольшее влияние.
««Война и мир», Первый концерт Чайковского и «Колобок», — без промедления заявил Путин. — Потому что как только вы, уважаемые коллеги, сочтёте принимать за чистую правду льстивые речи, то рискуете быть съеденными».
