Верховный суд России смягчил приговор жителю Донецка Ростовской области, осуждённому за контрабанду сигарет. Суд заменил реальный срок заключения на условный, приняв во внимание тяжёлое материальное положение осуждённого. По мнению адвокатов, это решение может повлиять на судебную практику в отношении лиц, совершивших преступления из-за бедности и не нанёсших серьёзного ущерба.
Судебная коллегия Верховного суда пересмотрела приговор Виталию Дюкареву. В начале 2020 года он получил три года колонии за попытку нелегально перевезти с Украины несколько коробок сигарет. После длительных апелляций высшая инстанция заменила реальный срок на условный.
«Дюкарев — человек положительный, работящий. Он за любую работу брался, соседям машины ремонтировал, все о нём хорошо отзывались. Никакой системы в его действиях не было, один раз просто по просьбе другого лица перевёз четыре коробки сигарет», — рассказал его адвокат Сергей Башлаев.
Как было установлено в суде, ежемесячный доход Дюкарева составлял всего 8 тысяч рублей. На допросе он пояснил, что пошёл на преступление после предложения незнакомца, которому пожаловался на безденежье.
«В январе 2020 года прямо в зале суда на Дюкарева надели наручники. Я был уверен, что приговор вынесли несправедливо. Мы почти два года боролись, и наконец Верховный суд РФ исправил ошибки», — рассказывает Башлаев.
В определении суда отмечается, что преступление было обусловлено затруднительным материальным положением. Учитывались признание вины, раскаяние, а также необходимость материальной поддержки семьи осуждённого, где родители являются пожилыми и нуждаются в помощи.
«Само преступление, хотя и является тяжким, относится к категории экономических. Это надо тоже учитывать. Здесь куча смягчающих обстоятельств», — убеждён Башлаев.
Адвокат Рамиль Гизатуллин также отметил, что решение Верховного суда исправило ошибку нижестоящих инстанций. По его словам, при таких обстоятельствах были высокие шансы на условный срок или даже прекращение дела.
В то же время он подчеркнул, что суды должны выносить решения на основе обстоятельств дела, а не из чувства жалости. Адвокат Олег Пахомов добавил, что разъяснения Верховного суда не всегда учитываются районными судами.
«Человек этим занимался не потому, что у него тайный бизнес. А просто от безысходности, другой работы не нашёл. Надо не со следствием, а с причиной бороться», — уверен Пахомов.
По словам защитника, его подзащитный ещё находится в колонии и ожидает поступления документов Верховного суда для освобождения. Башлаев надеется, что этот прецедент поможет в других аналогичных делах, где люди пошли на преступления из-за тяжёлого финансового положения.
