Родственники пациентов с деменцией и общественные организации всё чаще отмечают трудности в оформлении инвалидности по этому диагнозу. По их словам, для подтверждения заболевания и получения направления на медико-социальную экспертизу больных нередко принуждают ложиться в психиатрические стационары. Хотя законодательство не содержит такого обязательного требования, отказ от госпитализации часто приводит к невозможности получить помощь.
«Невролог подобрала терапию и сказала, что это болезнь, по которой полагается I группа инвалидности. Но для этого диагноз должен быть подтверждён через психиатра», — рассказывает учредитель фонда «Стрелиция» Анжелика Алексеева.
По её словам, местный психиатр настаивал на постановке матери на учёт в психоневрологическом диспансере и её госпитализации на 21 день. Алексеева отказалась, опасаясь стресса для женщины с нарушением памяти. В ответ, как она утверждает, врач отказал в подтверждении диагноза и последующем оформлении инвалидности.
Позже мать Анжелики перенесла инсульт, но получить направление на МСЭ сразу не удалось — по закону после инсульта должно пройти не менее шести месяцев. Женщина не дожила до этого срока. Предложение перевести лежачую больную в психдиспансер для подтверждения деменции Анжелика также отвергла, назвав это издевательством.
«Я за то, чтобы её перевели в категорию когнитивных расстройств, а не психиатрических. Чтобы ею мог заниматься невролог. Потому что сейчас она по всем статьям завязана на психиатра», — поясняет Алексеева свою позицию.
Президент фонда «Альцрус» Александра Щёткина подтверждает, что проблема принудительной госпитализации существует. При этом она подчёркивает, что закон не закрепляет её как обязательное условие.
«Я бы говорила здесь о нарушении прав пациентов, потому что законодательно это не закреплено как обязательное условие, чтобы получить инвалидность. Это скорее на усмотрение доктора», — добавляет Щёткина.
Согласно постановлению правительства, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому, в стационаре или заочно. В Минздраве РФ уточнили, что диагностика когнитивных нарушений возможна в амбулаторных условиях. Госпитализация показана лишь для уточнения диагноза или при опасном поведении.
Тем не менее, в сообществах, посвящённых деменции, регулярно появляются жалобы на требование лечь в стационар для получения инвалидности.
«Сегодня сдавала документы на комиссию повторно, документы вернули, сказали, что надо в стационаре полежать. Я говорю: «Как в стационаре? У нас Альцгеймер». Врач говорит: «Вот с этим диагнозом и полежите»», — делится проблемой родственница пациента.
«У моего отца тоже деменция. Нам в ПНД сказали, что для получения инвалидности по психиатрическому диагнозу стационар обязателен», — пишет другая участница обсуждений.
Родственники опасаются госпитализации, так как смена обстановки может резко ухудшить состояние больного деменцией.
«Госпитализация может значительно ухудшить состояние больного. Потому что человек с деменцией трудно привыкает к новому. Это антигуманно», — считает Александра Щёткина.
Мнения врачей о необходимости стационара разделились. Психиатр Диана Генварская считает госпитализацию логичной для всестороннего обследования и подбора терапии.
«Госпитализация даёт возможность обследовать человека максимально эффективно. У таких пациентов лучше очень хорошо обследовать все их функции», — поясняет Генварская.
Психиатр Виктор Лебедев придерживается иной точки зрения.
«Конечно, не нужно. Сам закон не пишет об этом. Есть определённый объём обследований, нужный для направления на МСЭ, который можно сделать спокойно на амбулаторном этапе», — заявляет Лебедев.
Он отмечает, что помещение в больницу может даже навредить из-за смены привычной среды и риска неадекватного назначения сильнодействующих препаратов.
Главный врач Вячеслав Филашихин также указывает на риски госпитализации, поскольку привычная обстановка помогает пациентам с деменцией дольше сохранять бытовые навыки.
Помимо спорного требования о госпитализации, семьи сталкиваются и с другими препятствиями. Например, им могут отказывать в выдаче направления на МСЭ через органы соцзащиты, хотя это предусмотрено законом. Иногда врачи не выдают справку об отказе в направлении, с которой можно обратиться в бюро МСЭ самостоятельно.
Некоторые семьи сталкиваются с необоснованным требованием сначала лишить пациента дееспособности. Александра Щёткина разъясняет, что это условие необходимо лишь в случае, когда человек не может самостоятельно подписать документы.
«Инвалидность — это не только пенсия, но и возможность получать льготы, лекарства, средства технической реабилитации. Это подмога семьям, которые ухаживают за своими близкими. Но чтобы получить её, нужно пройти семь кругов ада», — резюмирует Щёткина.
