После начала специальной военной операции на Украине и введения западных санкций в России появилось несколько новых мошеннических схем. Гражданам массово звонят якобы сотрудники банков, пугая блокировкой счетов и выманивая персональные данные для кражи денег. Также в социальных сетях стала появляться навязчивая реклама с призывами перевести средства в подставные организации под видом помощи беженцам и пострадавшим.
По мнению экспертов, всплеск активности мошенников во многом связан с фейками об операции и санкциях. В условиях нагнетаемой паники люди становятся более уязвимыми для злоумышленников.
«Девушка с приятным голосом представилась «ВТБ банком» и сообщила, что моя карта якобы заблокирована в связи с американскими санкциями, — рассказывает житель Нижнего Новгорода Дмитрий Цаль. — Далее мне предложили завести новую карту в каком-то иностранном банке. Я положил трубку. Но наверняка есть люди, которые могут попасться».
Эксперт по цифровой безопасности Александр Арефьев подтвердил, что после введения санкций участились случаи звонков с запугиванием и принуждением перевести средства на «безопасный счёт».
«Сложная ситуация с валютами. Резкие скачки курса, человек начинает паниковать, и ему предлагают какой-нибудь инструмент, чтобы эти средства «обезопасить», — считает Арефьев. — Конечно, мы с вами понимаем, что такое в принципе невозможно. Но найдутся и те, кто поверит».
Доцент кафедры права Московского института электронной техники Генрих Девяткин отмечает, что в ситуации неопределённости люди чаще пренебрегают базовыми правилами цифровой безопасности. Этим активно пользуются телефонные мошенники.
«Когда объявили санкции в отношении ряда банков, людям начали звонить и убеждать, что нужно скачать другое приложение. Некое резервное, которое «не заблокируется», — объясняет Девяткин. — А это приложение изначально содержит в себе передачу информации третьим лицам. Пользователь вводит туда данные своих карт, ими завладевает злоумышленник».
Он также напомнил, что нельзя переходить по ссылкам в письмах с неизвестных адресов, кем бы ни представлялись отправители. Даже в «сообщении от ФСБ» могут содержаться вредоносные программы.
Кибермошенники наживаются и на тех, кто пытается вернуть деньги за отменённые авиабилеты из-за прекращения сообщения с рядом стран. Правоохранительные органы предупреждают о новых схемах.
«Социальные инженеры следят за новостями и настроениями и быстро адаптируются к текущей ситуации, — сообщают в полиции. — От имени авиакомпаний предлагают «компенсации» за отменённые рейсы в обмен на данные банковской карты».
Александр Арефьев упомянул и о случаях похищения денег у людей, реально нуждающихся в помощи. Им могут приходить поддельные сообщения о выплатах «от государства».
«Государство оказывает помощь, в том числе денежную, людям, эвакуированным из ДНР и ЛНР, — отмечает эксперт. — Здесь стоит остерегаться мошенников, которые знают, что если человеку нужны деньги, он охотнее примет предложение о помощи».
Адвокат Андрей Князев признаёт, что жертвам кибермошенников почти никогда не удаётся вернуть потерянные средства, а количество пострадавших неуклонно растёт.
«Количество преступлений по статье «Мошенничество» растёт в геометрической прогрессии, и почти 90% из них происходит в интернете, — констатирует Князев. — Шансы вернуть деньги, которые увели кибермошенники, близки к нулю. Их почти невозможно поймать».
Генрих Девяткин тоже говорит о сложности привлечения таких преступников к ответственности. Он пояснил, что злоумышленник может находиться в стране, с которой у России нет договора о выдаче.
Более того, по словам эксперта, сейчас невозможно объективно оценить масштабы такой преступности. Большинство людей просто не сообщают о мошенниках в правоохранительные органы.
«Очень сложно предположить, сколько людей реально теряют деньги, — заключил Девяткин. — Люди-то об этом не говорят — хорошо, если один человек из ста обращается в полицию. Но до тех пор, пока люди молчат, мы не знаем всей картины».
