Двадцать пять лет назад матросу Сергею Преминину было посмертно присвоено звание Героя России. Он совершил подвиг в октябре 1986 года во время аварии на атомной подлодке К-219. Оказавшись в крайне тяжёлых условиях, моряк заглушил реактор, но не смог покинуть загазованный отсек. Эксперты отмечают, что своими действиями он предотвратил крупнейшую в истории человечества экологическую катастрофу.
«Пожертвовав своей жизнью, Преминин избавил мир от катастрофы мирового масштаба. Последствия радиационного заражения вод Атлантического океана трудно вообразить», — заявил в комментарии член Ассоциации историков Союзного государства Александр Макушин.
Он добавил, что от катастрофы сильно пострадали бы США, Латинская Америка, Европа и часть территории нашей страны. Высшая государственная награда была присвоена Сергею Преминину лишь после распада СССР, спустя 11 лет после гибели. В Советском Союзе матроса посмертно наградили орденом Красной Звезды.
Александр Макушин пояснил, что в 1986 году была целая серия трагедий, включая аварию на ЧАЭС. Руководство СССР старалось привлекать к ним меньше внимания, хотя подвиг был достоин высшей награды. Схожей точки зрения о запоздалом награждении придерживается и историк флота Дмитрий Жаворонков.
«В годы холодной войны о деятельности ВМФ и походах подводных крейсеров в принципе мало сообщалось. В 1990-е годы многие страницы истории стали открытыми, и подвиг Преминина получил широкую известность», — отметил Жаворонков.
Сергей Преминин проходил срочную службу на подлодке К-219, которая в сентябре 1986 года вышла на боевое дежурство у берегов США. Это был её 13-й поход. Ещё перед выходом из порта был обнаружен дефект клапана в одной из ракетных шахт, но командование не придало этому значения.
Серьёзные проблемы начались 3 октября в Саргассовом море. В баке с окислителем образовалась трещина, что привело к взрыву и пожару. Командир Игорь Британов принял решение об аварийном всплытии, чтобы спасти экипаж и бороться за живучесть атомохода.
Пожар захватывал новые отсеки, температура воздуха на борту достигала 70°C. Распространение огня могло привести к разгерметизации ядерных реакторов. Для их остановки требовалось вручную опустить компенсирующие решётки. На это задание в загазованный 7-й отсек отправились старший лейтенант Николай Беликов и матрос Сергей Преминин.
«Беликов и Преминин работали в таких тяжелейших условиях, что даже сложно их представить. Температура и уровень давления в отсеке были почти невыносимые», — отметил Александр Макушин.
Им удалось опустить три из четырёх решёток. После этого Беликов обессилел и упал в обморок. Преминин в одиночку вернулся, чтобы опустить последнюю решётку.
«Преминина спросили: «Что осталось?» Он сказал, что осталось опустить одну решётку. «Ты знаешь, где это, опустишь?» — «Опущу». И вот он пошёл», — вспоминал командир подлодки Игорь Британов.
Матрос доложил о выполнении задачи, но вернуться не смог. Из-за перепада давления дверь заклинило. Товарищи с другой стороны не смогли её открыть. Преминин остался в отсеке и погиб. После этого экипаж продолжил борьбу за спасение корабля.
6 октября 1986 года подлодка К-219 затонула. Жертвами аварии стали четверо моряков. Государственная комиссия возложила ответственность на личный состав, но уголовное дело против командира было прекращено.
«Подвиг Преминина — это образец выполнения воинского долга. Когда я изучал историю аварии, то поражался тому, насколько отважно действовал этот матрос», — отметил Александр Макушин.
Дмитрий Жаворонков полагает, что подводников готовят к тому, чтобы в критический момент совершить подвиг как часть их службы. В России именем героя названы улица и школы, а также противодиверсионный катер Северного флота.
