В Каталонии органы опеки отобрали двух малолетних дочерей у россиянки Елены Ланг и её мужа-швейцарца. Шестилетнюю Лилю и девятилетнюю Элю, страдающую серьёзным заболеванием, два месяца назад увезли в социальный центр прямо из школы. Основанием для изъятия чиновники назвали информацию, что супруги якобы украли детей у погибшей на Украине семьи. Ни документы девочек, ни множество совместных фотографий с родителями сотрудников опеки не переубедили.
Елена Ланг переехала в Европу более десяти лет назад, вышла замуж и родила двух дочерей. Когда старшей диагностировали хроническое заболевание, семья переехала в Испанию для лечения. В Каталонии они прожили последние полтора года.
«Из-за заболевания Эле нужна строгая диета, для девочек в нашей семье работал нанятый повар. Мой муж — банкир, я хорошо зарабатываю в сфере недвижимости — у нас есть возможность обеспечить дочерям лучший уход», — объяснила Елена Ланг.
Детей забрали из частной школы без уведомления родителей. Позже выяснилось, что причиной стал донос директора этого учебного заведения.
«В материалах об изъятии написано, что, якобы по словам девочек, их «настоящая» мама — украинка, погибшая во время спецоперации, а мы с мужем — «ненастоящие» родители. В доносе говорилось, что девочки якобы приходили неопрятными и «часто грустили», но это было не основной причиной», — рассказала Елена.
Фотографии, сделанные во время беременности, и свидетельства о рождении девочек не возымели действия. Супруги были лишены всех родительских прав в рамках административного производства без решения суда.
«Это очень удобная позиция для соцслужб — дети «не наши», а значит, никаких прав мы не имеем: ни на видеозвонок, ни на встречи, ни даже на информацию об их местонахождении. Нас лишили возможности бороться», — подчёркивает россиянка.
Родители не видели дочерей уже два месяца. После изъятия детей муж Елены попал в больницу. Лишь 3 августа соцслужбы разрешили видеозвонок, состояние детей ужаснуло родителей.
«У Эли синяки, нездоровый вид, она трясётся, тощая, не может нормально разговаривать. Лечащий врач сказал мне, что ребёнок в критическом состоянии. При таких условиях она продержится два-три месяца», — добавила мать.
Девочки рассказали, что в центре им страшно, их наказывают, а Элю, несмотря на болезнь, заставляют есть запрещённые продукты. Им угрожают отправить в «ещё более плохое место», если они расскажут родителям, где находятся.
Супруги сменили уже восемь адвокатов и обратились за помощью в генконсульства России и Швейцарии. Российские дипломаты подтвердили, что направили испанским властям запрос с требованием объяснить ситуацию, но ответа не получили.
Вячеслав Арутюнян, вице-консул генконсульства РФ в Барселоне, сообщил, что был направлен повторный запрос, в том числе от детского омбудсмена России. Официального ответа на обращения до сих пор нет. Дипломат заверил, что семье оказывается вся необходимая помощь в рамках компетенции консульства.
Елена Ланг уточнила, что социальные службы в Испании получают большие деньги на содержание изъятых детей. По её словам, суммы доходят до 68 тысяч евро в год на каждого ребёнка.
«Это самая коррумпированная сфера в Испании. Я знаю многих родителей-иностранцев, столкнувшихся с такой же ситуацией. Детей буквально похищают из школ, и вернуть их не удаётся практически никогда», — заключила она.
