Сегодня: г.

Эксперты объяснили позицию Китая по Украине: «Пространство для маневра ограничено»

Председатель КНР Си Цзиньпин

Фото: kremlin.ru

– Отношение Китая к украинскому кризису имеет двухуровневый характер, – комментирует заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Сергей Луконин. – Первый уровень – конечно, же Пекин не может не поддержать Россию, потому что Россия представляет собой один из полюсов, наверное, даже самый сильный полюс «прокитайского» блока стран, которые используются Китаем в стратегическом соперничестве с Соединенными Штатами Америки. Есть и второй уровень: Китай старается избегать непредвиденных факторов, которые могли бы ухудшить его положение опять-таки в его противостоянии с США и в постепенно разворачивающемся соперничестве с Европейским Союзом.

Получается, что пространство для маневра у Китая ограничено. То есть, с одной стороны, он не может не поддержать Россию. А с другой стороны, не может и поддержать, чтобы в лишний раз не провоцировать Соединенные Штаты на какие-либо дополнительные агрессивные действия в отношения Китая – прежде всего, конечно, экономического и торгового характера. Потому что негативная торгово-экономическая составляющая может нести угрозу социально-экономической стабильности в самом Китае и пошатнуть доверие населения лично к Си Цзиньпину и к Коммунистической партии.

Поэтому позиция Пекина нейтральная, но в то же время звучат заявления первых лиц КНР о том, что в провоцировании украинского кризиса виноваты прежде всего Соединенные Штаты.

– Россия оказалась под огнем беспрецедентных санкций со стороны Запада. Можно ли в этой ситуации ожидать, что Китай подставит нашей стране плечо?

– Смотря, что представляет из себя это плечо. Понятно, что на официальном уровне мы уже неоднократно слышали, что Китай не присоединяется к санкциям и не будет вводить никаких ограничений на торгово-экономические отношения с Россией. Но нужно понимать, что власти КНР будут стараться вывести из-под удара вторичных санкций китайских компании и, естественно, крупные китайские финансовые институты. Поначалу – так же, как это было и после 2014 года – будут наблюдаться трудности в сотрудничестве между российскими и китайскими контрагентами, особенно, если расчеты осуществляются в доллары и в евро. Нужно понимать, что Китай будет исходить из того, как он будет расценивать свои собственные риски при сотрудничестве с Россией.

Наверное, китайскими властями, чтобы не попасть под какие-либо санкции со стороны США, в скором времени будут выработаны новые механизмы, которые были проверены ранее в сотрудничестве с Ираном. Возможно, будут создаваться отдельные юридические лица, которые будут работать только с Россией и которые никак не будут засвечены в деятельности, связанной с операциями в долларах и евро. Понятно, что на Пекин сейчас будет усиливаться давление со стороны Вашингтона для того, чтобы Китай ограничил технологическое сотрудничество с Россией и т.д.

– Китай претендует на роль (и уже фактически является) второй мировой державы, – считает ведущий научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН Андрей Виноградов. – Все происходящие в мире события обязательно имеют «китайское измерение». И то, что всех интересует позиция Пекина в украинском кризисе, от которого Китай очень далек, как раз подтверждает это.

Поэтому Китай относится к этому кризису как к части своей глобальной внешней политики. Его позиция заключается в том, что он во всех ситуациях должен демонстрировать и подтверждать справедливость и выверенность своей внешней политики. Так что ожидать от него активного участия на той или другой стороне не приходится. Пекин старается не то, чтобы самоустраниться, а занять позицию над схваткой. Это один дискурс.

А другой дискурс заключается в том, что Китай является стратегическим противником Соединенных Штатов – и в США об этом достаточно открыто говорят. Но угрозой для Вашингтона в данный момент является Россия. И в Пекине отлично понимают, что как только эта угроза для США будет устранена, то американцы примутся за Китай. Это уже не первый раз, когда Россия помогает Китаю сохранить такой период неопределенности, когда китайцы продолжают развиваться, пока Америка занята Россией. Так было и в 2008 году, и в 2014-м, и сейчас.

Поэтому с рациональной точки зрения Китай должен сочувственно относиться к позиции России в текущей ситуации. Этими двумя факторами, думаю, и определяется нынешняя позиция Пекина: он должен быть, в первую очередь, «нравственным стандартом» в современных международных отношений, а с другой стороны, перед ним стоят практические, сугубо прикладные задачи, которые требуют от него занимать какую-то позицию. Те обращения, которые Китай делает в последнее время, как раз и являются воплощением суммы этих двух подходов.

– В условиях, когда санкции Запада по многим направлениям «перекрывают кислород» России, может ли Китай сыграть для нас роль «окна в мир»?

– Обязательно сыграет. Но нужно понимать, что это будет не окно. А скорее, форточка. Или бойница. Китай как крупнейшая торговая держава мира не может себе позволить выйти из этого мира, не может пойти на то, чтобы на него за тесное взаимодействие с Россией накладывали какие-то санкции. Там придется искать некий компромисс, баланс. Той открытой, безбарьерной торговли с Китаем, которая была раньше, не будет после того, как на РФ наложили санкции. Но в каких-то секторах, отраслях сотрудничество возможно. Потом китайская экономика весьма большая, там могут сказать, к примеру, какой-нибудь банк, который будет заниматься исключительно поддержанием связей с Россией, поэтому американские санкции на него распространяться не будут. В любом случае, в ущерб себе Китай отношения с Россией поддерживать не будет. Нужно помнить, что российская доля в китайском товарообороте занимает примерно 2 процента – так и будет себя вести Китай.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 50 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля