Сегодня: г.

Порты стран ЕС закрыли доступ для российских кораблей. Что это означает

В начале апреля Евросоюз согласовал пятый пакет санкций против России. В список новых ограничений среди прочих вошло требование закрыть морские и речные порты для зарегистрированных под российским флагом судов, а также для тех, которые сменили регистрацию после 24 февраля. Такое решение принято в ответ на проводимую Россией военную операцию на Украине. Чем это обернется для России и самих стран ЕС – в обзоре RTVI.

Европейские страны с 16 апреля одна за другой начали объявлять о введении соответствующего запрета. Первыми о закрытии своих портов заявили Бельгия, Болгария, Литва, Румыния, Эстония и Италия. Российским судам запрещено заходить в гавани этих стран уже с 18 апреля. Кроме ЕС, аналогичное решение ранее приняла Канада. Также запрет на принятие судов под российским флагом ввели власти Великобритании.

Многочисленные послабления

Несмотря на действующие ограничения, большинство судов из России смогут заходить в порты этих стран. По данным бельгийского телеканала RTBF, европейские правила по применению санкций предусматривают исключения для ряда судов, которым будет дозволено заходить в порты ЕС на основании специального разрешения, ответственность за которое несет конкретный порт. Разрешение должно учитывать специфику «данного судна, порта и груза на данный момент», объясняют бельгийские морские власти. В каждом порту каждому кораблю необходимо получать новое разрешение. При этом оно будет выдаваться на разгрузку конкретного товара.

Фотография: Jens Büttner / Picture Alliance via Getty Images

В частности, под действие запрета не подпадут российские суда, которые перевозят в ЕС газ, нефть, фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные и пищевые продукты, а также ядерное топливо и уголь. Вместе с тем, временно допускается транспортировка ядерного топлива и других товаров, необходимых для ядерных гражданских целей, а также угля. Кроме того, заходы в бельгийские порты для российских судов могут быть разрешены также в гуманитарных целях. Как отмечали 17 апреля власти Бельгии, сейчас к портам Северного моря направляются более десятка российских судов, и только трем из них будет запрещен заход, учитывая все действующие исключения. В общей сложности, по словам министра юстиции Бельгии Винсента Ван Кикенборна, ограничение затронет около 6 тыс. российских судов в бельгийских портах Антверпен, Зебрюгге и Гент. О послаблениях в санкционных мерах сообщили также власти Румынии. В частности, по информации пресс-службы Румынской морской администрации, ограничения не распространяются на корабли, которые везут в ЕС газ, нефть и нефтепродукты, титан, алюминий, медь, никель, палладий, железную руду, некоторые химпродукты, несанкционные фармацевтические товары, продовольствие, сельхозпродукцию, удобрения, ядерное топливо и оборудование для АЭС, уголь и другие виды ископаемого топлива. Помимо этого, исключение будет сделано, если судно нуждается в помощи и ищет место убежища, а также, если ему требуется аварийная остановка в порту по соображениям безопасности или для спасения человеческих жизней. Сейчас российским судам, которые зашли в порты ЕС до 17 апреля, дали время для «завершения своей коммерческой деятельности».

Положение России в мировом судоходстве

Российские суда условно можно разделить на три категории – контролируемые российскими судовладельцами, под флагом России и перевозящие российские грузы. Как писала газета «Коммерсант» в начале апреля, по данным Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (ЦНИИМФ), в морском транспортном флоте, контролируемом российскими судовладельцами, 62% тоннажа приходится на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами – на начало 2021 года 255 судов дедвейтом (тоннаж судна) 14,4 млн тонн против 1191 судна под российским флагом дедвейтом 8,7 млн тонн. Значительная доля морских судов российских судовладельцев работает под так называемыми «удобными флагами», что связано как с особенностями российского морского регистра и таможенного законодательства России. По данным АО «Морцентр ТЭК», на морские суда с российским флагом приходится лишь 2% грузооборота российских морских портов. В то время как этот же показатель для морских судов, принадлежащих судовладельцам из России, составляет около 10-15%.

Фотография: Юрий Смитюк / ТАСС

По информации Росморпорта, по состоянию на конец 2021 года, объем перевалки грузов в морских портах России составил 835,2 млн тонн. При этом около половины этого объема пришлось на сухогрузы, а половина — на наливные суда. Как отмечают в ведомстве, в 2021 году рост оборота сухих грузов показали морские порты Балтийского (4,8 %), Азово-Черноморского (2,4 %) и Дальневосточного (1,4 %) бассейнов. Рост объемов наливных грузов зафиксирован в морских портах Балтийского (4,6 %) и Азово-Черноморского (1,4 %) бассейнов. При этом доля экспортных грузов составляет 79,1% от общего грузооборота портов, импортных – 4,9%, транзитных – 7,7%, каботажных – 8,3%.

Мнения экспертов

По словам опрошенных «Ъ» экспертов, «запрет на заход в порты ЕС является проблемой не с точки зрения поставок из ЕС, которых и так не будет, а с точки зрения выполнения дальних маршрутов, так как суда не смогут заходить на дозаправку и техническое обслуживание». Первый заместитель гендиректора по морским перевозкам «Совфрахта» Карен Степанян считает, что новые ограничения скажутся и на импортерах, и на экспортерах. Причем далеко не в равной степени. В разговоре с BFM.ru он пояснил, что Болгария и Бельгия — это страны, куда Россия в основном отправляла грузы, то есть это потребители наших экспортных потоков. «По Бельгии и по Болгарии — это для нас хуже, потому что мы не сможем отправлять свою продукцию туда. В России это ударит по тем отраслям, которые были экспортерами, — это деревообрабатывающая промышленность», – сказал он. В свою очередь Эстония — это транзитный пункт, очень большой для российских грузов, через порты Эстонии много отгружалось как раз экспорта, добавил Степанян. По его словам, в этом случае эстонские порты ожидают плачевные последствия – они останутся без работы, потому что другого потока у них практически не было, поскольку они жили на российских объемах.

Подписывайтесь на телеграм-канал RTVI

Источник: rtvi.com

 
Статья прочитана 51 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля