Сегодня: г.

У России появились излишки нефти: снизятся ли цены на бензин

Фото: pixabay.com

В результате добываемая внутри страны нефть активно поступает на национальные нефтеперерабатывающие заводы. И те уже начали подавать сигналы, что не справятся с поставляемыми на их мощности объемами сырья, ранее направляемого на экспорт.

Но если в России образовался переизбыток продуктов нефтепереработки, то с точки зрения экономической логики это должно привести к падению цен на на горюче-смазочные материалы. Станет ли энергетическая война с Европой поводом для снижения цен на бензин на российских АЗС, мы узнали у профильных экспертов.

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Экономическая логика в России работает далеко не всегда. Переизбыток предложения в теории должен вести к снижению цен, но в нашей стране, скорее, перерабатывающие заводы начнут вставать на ремонт раньше запланированного срока, нежели производить «лишнее» топливо. Если ранее процесс реконструкции и обновления мощностей обычно начинался в мае, то в этом году остановки НПЗ можно ожидать раньше — уже в апреле.

Ни производители, ни бюджет страны не готовы будут потерять часть доходов из-за снижения цен на бензин на внутреннем рынке. Это произойдет, если только снизят цены заправки, входящие в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний.

Однако серьезного дисконта ожидать не стоит — скидки останутся в пределах 1-1,5%. Независимые АЗС, покрывающие более половины отечественного рынка горючего, наверняка воспользуются таким шансом, чтобы немного подзаработать: даже если в оптовом звене, то есть на сырьевых биржах, стоимость топлива будет снижаться, то в рознице сильного изменения цен владельцы личного автотранспорта не увидят.

Владельцы небольших самостятельных заправок, которые практически весь прошлый год теряли 1-2 рубля с каждого литра бензина из-за повышения биржевых котировок, устанавливаемых крупными холдингами, будут наверстывать упущенное и назначат более высокую маржу.

Конечно, можно будет предоставлять ценовые поблажки на топливо для аграрно-производственного комплекса, однако такое решение лежит в плоскости государственной экономики. Добывающие компании при продаже больших объемов топлива смогли бы предоставлять скидки, но массовым такое явление станет исключительно при принятии специальной правительственной программы — например, если чиновники пообещают субсидировать продажи горючего аграрным хозяйствам.

Правда, на ценах продуктов питания даже такие преференции вряд ли отразятся, поскольку на рост продовольственных цен влияет множество факторов: увеличение оплаты рабочей силы, расходы на посевные материалы, реновацию техники, покупку комплектующих, пестицидов, тары, упаковки и прочее. Поэтому пока внутренние топливные излишки не станут причиной неожиданного приятного сюрприза для рядовых потребителей».

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития: «В нашей стране образовался переизбыток мазута, который производится из тяжелых сортов нефти. Обычно это топливо отправлялось за рубеж, преимущественно в европейские государства и США. Горючее подобных качественных характеристик, хотя теоретически и может проходить дополнительную переработку для производства моторного топлива, однако обычно используется в виде топочного сырья, применяемого теплоэлектростанциями для обогрева жилищ. Американцы полностью отказались от российского импорта. Аналогичные решения могут последовать со стороны ряда стран ЕС.

Производимые Россией сейчас объемы мазута вряд ли будут освоены внутри страны — переработать их в бензин, который по своим технологическим параметрам будет востребован рядовыми автомобилистами, невозможно. Даже сельскохозяйственная техника работает на более качественном горючем. Поставлять подобное сырье на отечественные теплоэлектростанции невыгодно — Россия располагает огромными запасами природного газа, который в большинстве случаев оказывается гораздо дешевле жидких углеводородов. Генерирующим компаниям окажется выгодней закупать газ», нежели пользоваться излишками мазута — в том числе, по технологическим причинам. Поэтому переизбыток таких нефтепродуктов вряд ли приведет к снижению затрат аграрных компаний и, тем более, падению розничных цен на АЗС».

Андрей Лобода, экономист, директор по внешним связям BitRiver: «Запасы нефти в России растут и будут увеличиваться в ближайшем будущем. Поэтому объективно есть хорошая возможность развивать систему нефтехранилищ для создания стратегических запасов.

Интересные перспективы складываются и в отношении «домашнего» рынка бензина. Даже на фоне разгона инфляции до 20%, российские автолюбители как минимум до начала активной посевной работы будут наслаждаться падением цен на бензин, а ведь это социально значимый товар, являющейся маркером продуктового спокойствия потребителей. По моим наблюдениям, цена марки бензина Аи-95 с начала марта с отметки 53 рубля опустилась до 50 рублей. В связи с обострением геоэкономической ситуации крупные производители сократили экспорт и обратили внимание на внутренний рынок, что стало толчком для снижения ценников на АЗС. Федеральная антимонопольная служба отметила предпосылки к падению розничной стоимости горючего в России еще в начале марта. В итоге за месяц, с 8 марта по 8 апреля, Аи-92 подешевел на 32%, Аи-95 на 33%».

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 50 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля