Сегодня: г.

В Армении вновь стартовали бессрочные акции протеста против Пашиняна

Фото: Global Look Press

Развивающиеся сейчас акции протеста начались еще две недели назад, однако до сих пор не имели централизованного характера. Поводом для выступлений стало заявление Пашиняна в Национальном собрании (однопалатный парламент Армении) от 14 апреля: по словам премьера, необходимо всерьез рассмотреть возможность заключения мирного договора с Баку.

Разумеется, подобная риторика была воспринята в штыки прежде всего значительной частью армянского общества, в котором еще свежи воспоминания о конфликте конца 2020-го в Нагорном Карабахе — несмотря на продолжительность всего в 44 дня, боевые действий и фактическая победа Азербайджана стали тяжелым ударом для Армении. В ноябре того же года при посредничестве России было подписано трехстороннее заявление о прекращении боестолкновений, вводе миротворцев и т.д. Однако подписанты (Баку, Ереван, Москва) неоднократно подчеркивали особый характер документа — как таковым окончательным мирным договором он не был.

Заявление Пашиняна прозвучало на любопытном фоне: к тому моменту Азербайджан был замечен в нарушении режима перемирия, причем подчеркнула это и российская сторона. В Баку же не только не признали вину за какие-то дестабилизирующие действия, но, вдобавок, упрекнули Москву в неверной трактовке происходящего .

Это обстоятельство сыграло двоякую роль для позиции армянского истеблишмента, провластного и оппозиционного.

С одной стороны, как отмечают источники из окружения Пашиняна, премьер выдвинул идею об окончательном урегулировании и «понижении планки» по Карабаху именно из-за понимания того, что гарантировать в текущей ситуации безопасность в оспариваемом регионе невозможно.

Противники главы правительства в свою очередь сочли пашиняновские «мирные» инициативы признанием поражения. И если для простых граждан, которые в ходе боевых действий 2020-го потеряли родных и близких, слова премьера стали предательством памяти покойных, то армянская оппозиция вновь начала разыгрывать сугубо политическую карту.

Так, например, бывший глава Службы национальной безопасности, а ныне лидер партии «Родина» и оппозиционной парламентской фракции «Честь имею» Артур Ванецян заявил о необходимости прекратить односторонние уступки Баку и более тесно взаимодействовать с Россией — недвусмысленный намек на «людей Сороса», коих предостаточно в пашиняновском окружении, из-за чего премьер, по мнению оппонентов, проводит ярко выраженную антироссийскую политику.

Впрочем, несмотря на неоднозначность курса Пашиняна, говорить о том, что он не поддерживает контакты с Москвой, не приходится. Не далее как в апреле премьер провел переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным. До этого (но уже после мартовской провокации в Карабахе) Пашинян имел обстоятельный разговор и с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым. Лидеры тогда договорились о создании двусторонней комиссии по демаркации границ — это стало бы первым шагом на пути к мирному договору.

Таким образом, пока Пашинян действует исключительно в рамках объективных обстоятельств. Эксперты с любой стороны неоднократно говорили, что демаркация границ — единственный способ минимизировать риск дальнейших провокаций. Что касается «понижения планки» в переговорах с Баку, то и в этом премьер логичен, ведь Азербайджан уже дал понять, что сам на уступки не пойдет.

Еще после подписания трехстороннего заявления в ноябре 2020-го по всей Армении вспыхнули антипашиняновские протесты. Демонстрации. продолжались с разной интенсивностью до апреля следующего года, пока Пашинян не подал в отставку. В июне 2021-го в результате досрочных парламентских выборов он вновь стал премьером — несмотря на прогнозы о том, что на фоне изменившейся конъюнктуры его сторонники проиграют так называемому «карабахскому клану». Экс-президент Роберт Кочарян и его «Альянс «Армения» действительно участвовали в кампании, но более чем в два раза уступили пашиняновскому «Гражданскому договору». В целом же, несмотря на популистский характер идей «карабахского клана», назвать их действительно востребованными сложно: противники Пашиняна среди армянского населения зачастую недовольны как действующим премьером, так и теми, кто ранее находился у власти.

Кочарян уже был замечен 1 мая на Площади Франции в Ереване, где беседовал с демонстрантами и другими политическими деятелями. Упомянутый Ванецян заявил, что вся армянская оппозиция приняла решение объединиться ради отставки премьера. Хотя экс-директора Службы нацбезопасности небезосновательно упрекают в банальном преследовании личный целей — отомстить Пашиняну за смещение с поста главы ведомства. К слову, в одной фракции с Ванецяном состоят и члены Республиканской партии экс-президента Армении Сержа Саргсяна — еще одного видного представителя «карабахского клана».

Персональные амбиции оппозиционеров вкупе с их непопулярностью в народе — главное уязвимое место противников Пашиняна. Даже Кочарян вынужден был признать, что многие избиратели разочаровались в «Альянсе «Армения», но, считает экс-президент, людей на улицах вполне хватит для смещения премьера. Что будет в случае пашиняновской отставки, его оппоненты, не выдвигающие конкурентоспособной фигуры, умалчивают. К слову об альтернативах: бывший мэр Еревана Айк Марутян, отстраненный от должности в декабре 2021-го — за чрезмерную самостоятельность, — долгое время считался возможной угрозой премьеру. Однако бывший градоначальник сам заявил, что не заинтересован в сотрудничестве с какой-либо партией (хотя правящей он и недоволен), чем похоронил возлагаемые на него оппозицией надежды.

О слабости противников Пашиняна свидетельствует и другой, не самый очевидный фактор: согласно данным социологических опросов, главе правительства доверяет меньше жителей страны, чем не доверяет (разница от 10% до 20%), но даже при этом он — самый популярный политик в стране. Объяснима коллизия легко: против него выступают дискредитировавшие себя политические силы, им же по сути и сверженные не так давно.

На фоне антиправительственных выступлений сторонники премьера тоже не сидят сложа руки, выходя на улицы и предпринимая другие меры. Например, на имя спикера парламента уже было передано письмо с требованием пресекать любые попытки дестабилизации ситуации в стране.

Для Пашиняна, уже привыкшего к протестам, они по-прежнему не выглядят фатальными. Ситуация сейчас, пусть и напряженная, более стабильна, чем полтора-два года назад, когда эхо конфликта в Карабахе звучало повсюду. Даже если на улицы действительно хлынут большие потоки демонстрантов, в запасе у премьера есть опробованный вариант с отставкой и досрочными выборами. Которые, случись они вновь, вероятно, лишь докажут его безальтернативность на данном этапе.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 60 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля