Сегодня: г.

В Ленинке спасают книжных «пациентов» с трудной судьбой

В этому году Международный научно-практический семинар, посвященный реставрации документов, заинтересовал более 200 представителей этой редкой профессии. Вроде бы немало желающих постичь тайны реставрации, а гендиректор РГБ Вадим Дуда считает, что реставрация и консервация рукописей пока несправедливо обделена вниманием государства, о чем и говорит на  церемонии открытия Семинара.

— Мы не очень понимаем, каким будет цифровой след через 50 лет. Но мы точно должны передать будущим поколениям наши величайшие бумажные фонды, потому что за каждой страницей кроется история, — объяснил ценность книжных архивов Вадим Дуда.

В стране, по его словам, не хватает квалифицированных специалистов: на 250 библиотек приходится всего лишь 400 реставраторов. Сама «Ленинка» выпускает около 250 мастеров в год и не перестает реставрировать  документы: только в прошлом году ее мастера вернули к жизни более 1.5 тысяч экземпляров. А к началу Семинара здесь выставили книги, которые когда-то, как безнадёжные «пациенты», когда-то были доставлены в РГБ. Например, «Псалтирь», изданный в 1698 году на Московском печатном дворе, поступил  на «лечение»  с поврежденными листами и почти полностью отсутствующим переплетом. Теперь же хранители РГБ не без  гордости демонстрируют книгу, обтянутую коричневой кожей, и уже ничто не выдает ее тяжелого прошлого. На корешке «Псалтиря» книжным врачам даже удалось оставить кусочек оригинальной кожи. Недостающие вставки сделали  при помощи тончайшей чайной бумаги, сквозь которую, даже при наложении, несложно  прочесть текст. 

Ещё один «больной» — «Октоих», выпущенный в конце XVI века московским типографом Андроником Невежей, стал жертвой непрофессионального и грубого ремонта. Поэтому первым делом специалисты занялись тем, чтобы избавить многострадальный фолиант от следов работы предыдущих горереставраторов,  а уже затем перешли к выведению пятен от грязи, плесени и фрагментарному восстановлению страниц.

Немаловажный вопрос —  как и в чем хранить книги, чтобы их не пришлось  спасать заново. Тут в помощь выставка «Жизнь футляра», демонстрирующая короба, папки и свитки, созданные в XVII-XVII веках. Художник-реставратор РГБ Надежда Масленникова объясняет, что современное фазовое хранение в коробках, похожих на обычный согнутый картон, по зрелищности значительно уступает оригинальным футлярам. Поэтому лучше создать новый, качественный, подходящий под эпоху футляр, нежели вмешиваться в переплеты старинных манускриптов.

— Мы очень много делаем современных футляров и к обсуждению их художественного решения всегда привлекаем историков и лингвистов, чтобы выдержать стилистику нужной эпохи. Это позволяет сохранить все материальные особенности переплета, — говорит  Масленникова .

«Букварь языка славенска…» Симеона Полоцкого как раз поступил в фонд «Ленинки» без переплета. И для него создали черный бархатный футляр с золотыми вытесненными буквами.

Еще больше осознаешь ценность коробов и свитков, когда узнаешь, что в них когда-то хранилось. Например, «Мексиканский кодекс», созданный в конце XIX века. Это факсимильное графически точно повторяет оригинал, рассказывающий о законах индейцев в рисунках. На стенде рядом — подлинные рукописи Гоголя в сделанных на заказ папках. Рассмотреть почерк классика, прочитать пару строк из его размышлений  о судьбе второго тома «Мертвых душ» можно прямо здесь.

А на мастер-классе по классическому теснению золотом, вообще создается впечатление, что тут специалисты используют настоящую магию: ведущий семинара Эдуард Илларионов управляет листом золота, даже не прикасаясь к нему руками. Одного плавного жеста в воздухе достаточно, чтобы поменять направление тончайшей пластины. А некоторым участникам удается буквально отдуть от листа нужного размера кусочки.  Но вообще то по правилам, как говорится, в классическом варианте, золото сначала нарезают, а затем по частям аккуратно переносят на кожу, смазанную настоявшимся яичным белком. Затем, по намеченному рисунку золото впечатывают в материал раскаленным инструментом — и вот уже невзрачный кусочек самой обычной свиной кожи приобретает золотой отлив. 

Эдуард Илларионов признается, что тиснение золотом не терпит спешки и резких движений, поэтому занимает немало времени. И хотя на мастер-класс отведено всего три часа, участники готовы просидеть здесь до позднего вечера. Глаза не перестают гореть, а руки делать.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 63 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля