Сегодня: г.

Ведущие артисты «Ленкома» восстали против выпадов Александры Захаровой

Фото: Наталия Губернаторова

Во-первых, ещё в конце мая директор театра Марк Варшавер обратился в Прокуратуру Москвы с просьбой возбудить уголовное дело за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство, а также подрывающих деловую репутацию театра. А известные ленкомовцы высказали своё отношение к происходящему в театре — это во-вторых.

Директор театра, заслуженный деятель искусств Марк Варшавер считает, что своими заявлениями о нем и о театре Александра Захарова дискредитирует память своего великого отца.  

— Каждое слово в ее статьях — ложь! — комментирует Марк Борисович. — Люди знают меня, знают, что происходит в театре, и что сделано за те три года, которых нет с нами Марка Анатольевича.

Да, по моей просьбе Александра Марковна доделала последний спектакль отца и после этого, видимо, решила: «Если я сорежиссер Захарова, значит, сама имею право быть и режиссером, и художественным руководителем».

Я обратился к мэру Москвы, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», и тут уж Александра Марковна подумала, что должна по наследству владеть театром. И когда меня назначили руководителем, она пошла по высоким кабинетам и стала говорить: «Уберите Варшавера, он загубил театр. Театр у нас сегодня ниже плинтуса».

Но «ниже плинтуса» — это, простите, лучшие зарплаты в Москве, надежная социальная защита всех без исключения сотрудников, чистота и красота в театре. Однако без творчества и интересных спектаклей, без ярких актерских работ, все было бы напрасно. После ухода Марка Анатольевича мы выпустили восемь спектаклей, а сейчас готовятся ещё три премьеры с участием  наших выдающиеся актеров.

Но уж совсем «ниже плинтуса» можно считать ее заявление о том, будто я ждал смерти Захарова, что, мол, она сама не понимает, «почему он умер». Как на это реагировать?

Я многое сделал для того, чтобы Марк Анатольевич прожил как можно дольше: в 90-е при содействии Юрия Михайловича Лужкова отправлял его в Германию на операцию и потом на реабилитацию (а тогда это было сложно сделать). За несколько дней до смерти Марк Анатольевич звонил мне: «Марк Борисович, заберите меня из больницы, я хочу на сцену, хочу репетировать»…

Я не собираюсь Александре Марковне мстить за клевету, я — директор театра, и служение театру для меня превыше всего. Пусть она работает, как положено, получает, что положено. Я знаю, что она проиграет суд. Александра Марковна делает все, чтобы меня дискредитировать. Но дискредитирует она — себя…

Народный артист России Александр Збруев работает в театре 60 лет. При нем сменилось пять художественных руководителей, пять директоров — некоторые из них, считает Александр Викторович, были гениальными, как, например, Анатолий Эфрос и Марк Захаров. Он помнит, как после ухода Эфроса в «Ленкоме» начался упадок, и артисты, воспитанные выдающимся режиссёром, переживали драму в личной жизни и в профессии. Поэтому, когда не стало Захарова, многие испытали нечто похожее, не понимая  как жить дальше.

«Сейчас «Ленком» возглавляет Марк Борисович Варшавер, директор с расширенными полномочиями, — говорит Александр Збруев. — Он уверенно занимает свой пост и добивается того, чтобы в нашем театре все было на 100-150 процентов. Никого не оставляет в беде, всегда придет на помощь, и творческая жизнь у нас не останавливается: те, кто не работал при Захарове много лет или выходил только в массовых сценах, сегодня много играют и имеют возможность  проявить себя. 

Марк Варшавер.

Фото: Геннадий Черкасов

Мы идем вперед, и тут главное, чтобы нам не мешали люди, которые находятся среди нас. А они просто вредят, настраивают труппу, распространяют ложь о нашем театре. Зачем это?»

Народный артист РФ и режиссёр Александр Лазарев, как и многие его коллеги, признаёт, что после ухода Марка Анатольевича жизнь в театре изменилась. «Вопрос в том, что видеть в этих изменениях? — говорит Лазарев. — У Александры Марковны свой взгляд на происходящее в театре, у меня — свой.

Мы понимаем, что восстановиться после такой тяжелой утраты непросто, но мы восстанавливаемся, идем той дорогой, которую нам проложил Марк Захаров. Выходят достаточно успешные премьеры, молодежь плотно занята в репертуаре. Театр живет, и я это вижу на собственном опыте: имею счастье репетировать новый спектакль, и вижу, с какой радостью и удовольствием люди приходят на репетиции. Это о многом говорит. 

А Александра Марковна, хоть и является дочерью Марка Анатольевича, сейчас раскачивает лодку изнутри».  

Тему перемен, которые после ухода из жизни Захарова переживает «Ленком», продолжает народная артистка России Анна Якунина. «Думать в это время о каких-то  интригах – мелко. У нас в театре никогда не было закулисных склок, и Александра Марковна это прекрасно знает, — говорит Анна. — И если у неё есть какие-то претензии, надо, наверное, выходить к труппе. 

Мы только и слышим о «грязном белье» в «Ленкоме», но это же не разговор о его художественной политике, развитии. На сегодняшний день все испытывают чувство благодарности по отношению к Марку Борисовичу Варшаверу: молодые артисты хотели играть – играют. Мы имеем возможность прийти к нему в кабинет, сказать, что нас не устраивает. 

И самое главное, что у нас с руководством есть диалог. Сейчас мы объединились вокруг Александра Лазарева и его желания поставить «Бег» Булгакова. Прекрасен и материал, и стремление Александра следовать традициям Захарова – на репетициях это чувствуется».

«Атмосфера в театре напряженная из-за противостояния нашего директора и Александры Марковны, интервью которой то и дело появляются в СМИ, и это напряжение передается на сцену, — считает народный артист России Виктор Раков. — Оппонент Марка Борисовича говорит о том, что если она станет худруком, будет поддерживать захаровскую школу. 

Виктор Раков.

Фото: Геннадий Черкасов

Но у меня большие сомнения на этот счет, потому что потеряв контакт с коллективом, руководить им невозможно, либо возможно только в приказном порядке. А это повлечет за собой массовый уход артистов из театра. Надо заниматься творчеством».

За «Ленком», который при Марке Захарове никогда не позволял себе выносить сор из избы, больно и обидно. По мнению заслуженного артиста России Игоря Миркурбанова, это разрушает атмосферу любого коллектива. 

«Могу только посочувствовать и с болью отнестись к тому, что написано в интервью Александры Марковны, потому что это разрушительно прежде всего для неё самой. Мне кажется, она стала орудием манипуляции тех, кто преследует свои далеко идущие цели.

Также очевидно, что кто-то воспользовался ее нестабильным эмоциональным состоянием в связи с утратой отца. Сейчас она вступила в зону борьбы за так называемую «справедливость», которая делает ее не очень счастливой. Мне кажется, ее отец был бы сильно огорчен теперешним положением дел, этим затяжным конфликтом. Я очень сочувствую ей, мы, ее коллеги, никогда не становились ее врагами.

В какой-то момент Александра Марковна поставила себя в зону жесткой оппозиции к тому, что происходит в театре. В нем случается разное, но в нем происходит и много хорошего, а рыться и находить только повод для затяжной войны с Марком Борисовичем Варшавером, превращать его из соратника во врага, значит усомниться в самом Марке Анатольевиче.

То есть, получается, что Марк Анатольевич держал рядом с собой порочного человека.

Никто не может усомниться в проницательности, рациональности, жесткости Захарова: он видел людей насквозь — актеров, и тех, кто его окружал. И Марк Борисович не мог бы находиться рядом с Марком Анатольевичем 40 лет, если бы он был таким, каким рисует его Александра Марковна. И уж совсем глупо обвинять всех в страхе перед  руководством. Кого обвинять? Меня, Збруева, Ракова, Степанченко?»  

Мнение народного артиста России Сергея Степанченко однозначно: «В пандемию важно было не растерять зрителей, и сегодня мы делаем все, чтобы зрителей в зале становилось не меньше, а больше, — говорит народный артист. — В непростые времена, когда стране живётся нелегко, мы прикладываем все усилия, чтобы зрителю с нами было интересно. Мы не пытаемся отсиживаться за бастионами былой славы,  во многих наших старых спектаклях прекрасно работают молодые актеры, они  востребованы.  Сегодня у всех равные права, а вот как дальше артист будет реализоваться это право — дело  его таланта и  дарования». 

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 65 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля