Сегодня: г.

Названы выгоды и издержки членства в НАТО для Финляндии и Швеции

Фото: Global Look Press

На этой неделе с севера Европы прозвучали важные сигналы о том, что НАТО может в скором времени расшириться. Главы правительств Финляндии и Швеции заявили, что события на Украине изменили «весь ландшафт безопасности в Европе» и «резко изменили мышление» в скандинавских странах. Согласно одному из недавних соцопросов, 68% финских респондентов высказались за вступление в альянс и только 12% – против. Проведенный в марте опрос в Швеции показал, что 59% шведов теперь также поддерживает членство в Организации Североатлантического договора, против высказались 17 процентов опрошенных.

Финская премьер-министр Санна Марин заявила на днях, что парламент намерен «в ближайшие недели» обсудить возможное членство в НАТО, добавив, что она надеется, что эти дискуссии завершатся «до середины лета».

«Разница между партнерством и членством очень ясна и останется таковой. Нет другого способа получить гарантии безопасности, кроме как в рамках сдерживания и общей обороны НАТО, как это гарантируется статьей 5 альянса», — сказала Санна Марин. В опубликованной на этой неделе Белой книге правительства Финляндии о «фундаментально изменившейся» обстановке безопасности не содержится никаких рекомендаций в отношении НАТО, но она послужит основой для парламентских дебатов после пасхальных праздников. В то же время в Хельсинки задумываются о о последствиях вступления в Североатлантический альянс. «Существуют как краткосрочные, так и более долгосрочные риски, – признает премьер Финляндии. – Эти риски существуют как в случае подачи заявки, так и в случае ее отсутствия». 

И шведская премьер Магдалена Андерссон также не исключила возможность членства в интервью SVT в конце марта. Власти Швеции проводят анализ политики безопасности, который предполагается завершен к концу мая, и ожидается, что правительство объявит о своей позиции после этого отчета.

Судя по заявлениям дипломатов, несмотря на тесное сотрудничество Стокгольма и Хельсинки, каждая страна примет свое собственное независимое решение о членстве в НАТО. Из Брюсселя при этом звучат фактические приглашения шведам и финнам вступить в Североатлантический альянс. Генсек Йенс Столтенберг заявил, что Швеция и Финляндия, если решат подать заявку, «легко могут присоединиться» к блоку: «мы знаем, что они соответствуют стандартам НАТО, когда речь идет об оперативной совместимости, демократическом контроле над вооруженными силами».

– Не будем забывать, что эти две страны, до сих пор не будучи членами альянса, очень тесно сотрудничали с ним, – комментирует возможное принятие в НАТО Финляндии и Швеции президент Российской ассоциации Евро-атлантического сотрудничества Татьяна Пархалина. – И все, что называется «оперативной совместимостью» с альянсом, уже существует. До начала российской военной операции на Украине, насколько мне известно, в Финляндии менее 30 процентов, согласно опросам, высказывались за членство страны в НАТО, поскольку полагали, что для них это не имеет принципиального значения. Сейчас эта цифра составляет около 70 процентов. То же самое можно сказать и о Швеции: изменение общественного мнения – кардинальное. Они полагают, что в ситуации тяжелейшего кризиса, которого не было со времен Второй Мировой войны, именно НАТО является тем «зонтиком», который поможет обеспечить им безопасность. Как известно, Йенс Столтенберг сказал, что после подачи Финляндией и Швецией заявки НАТО понадобится 24 часа для принятия решения. Ну, может быть, понадобится не столько времени, а немного больше, но, скорее всего, это произойдет во время Мадридского саммита альянса в июне.

В условиях жесточайшего кризиса прежде всего население Финляндии и Швеции связывает свою безопасность с Североатлантическим альянсом – поскольку есть статья 5 Вашингтонского договора, которая подразумевает формулу «один за всех и все за одного». То есть нападение на одну из стран предполагает, что остальные члены альянса включаются в оборону этой страны. Причем хочу подчеркнуть, что по-разному, поскольку не прописано, каким именно образом. То есть это не означает, что каждая страна одинаково будет участвовать в обороне своего союзника. Национальные правительства будут решать, какими средствами и методами они будут участвовать. Но коллективная оборона предполагает, что в случае нападения на одного из участников весь альянс встает на его защиту. И по-видимому, в нынешних условиях население (даже не политические элиты) Финляндии и Швеции полагает, что безопасность их стран будет усилена.

– То есть к плюсам присоединения к НАТО там относят появление обеспечивающего их безопасность «зонтика». Но ведь неизбежно появление и минусов. С какими издержками могут столкнуться Швеция и Финляндия?

– Издержки зависят от того, как отреагирует Россия. Финляндия и Швеция лишаются своего нейтрального, внеблокового статуса, которым они обладали на протяжении десятилетий и который им давал определенные преимущества при сотрудничестве с Россией. Видимо, это конец нейтрального статуса двух северных государств. И, вероятно, будет определенное обострение их отношений с Россией. По крайней мере, на уровне дипломатическо-политических отношений, будем надеяться, что в военную сферу это не перерастет. А в условиях глубочайшего кризиса, который переживают Европа и мир, это может привести к сложностям.

– Если говорить об издержках, то имеет смысл вспомнить и о финансовых обязательствах, с которыми связано членство в НАТО…

– Мир кардинально изменился. Напомню, с чего я начала: оперативная совместимость Финляндии и Швеции с НАТО уже существует, их нередко приглашали на заседания Североатлантического совета. Де-факто они уже были членами альянса, но на них не распространялась статья 5. Вероятно, они возьмут на себя обязательство тратить 2% своего ВВП на оборону, и я не думаю, что это сильно увеличит их оборонные расходы. Но в условиях тяжелейшего кризиса, по-видимому, они полагают, что это стоит того.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 67 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля