Сегодня: г.

США приняли «целых» 20 беженцев с Украины

Фото: Global Look Press

Являясь ключевым инициатором антироссийских санкций и основным (во всяком случае, в плане военной помощи) соратником Киева, Вашингтон, разумеется, не мог избежать и проблемы вынужденных переселенцев. Джо Байден достаточно долго фактически отмалчивался, и лишь на фоне программ, весьма быстро принятых Канадой, Великобританией и Евросоюзом все-таки размыто анонсировал шаги по решению вопроса с беженцами.

Как заявил американский лидер в конце марта, его страна готова принять «до ста тысяч украинцев и других людей», вынужденных покинуть дома после начала спецоперации на Украине. Слова Байдена стали прорывом на фоне действий прошлой администрации, которая по указу Дональда Трампа в связи с опасностью распространения коронавируса ограничила въезд в США — до 15 тысяч человек в год (!).

Но пока громкие слова Байдена повисли в воздухе и звучат малоубедительно в свете других «беженских» программ.

Оттава ввела в действие план по упрощенной выдаче виз украинцам, гражданам третьих стран и тем, чьи родственники проживают в Канаде. Такие просители убежища смогут получать въездной документ сроком действия до 10 лет (продлевать его придется, впрочем, каждые три года, подтверждая свой статус гостя, учащегося или человека с разрешением на работу). Рассматриваются эти заявления в приоритетном порядке.

Лондон использует спонсорскую схему «Дома для Украины» и планирует разгрузить собственные центры оформления беженцев за счет перенесения их за рубеж. Меры, хотя пока и воспринимаемые противоречиво, по крайней мере четко обозначены. В Евросоюзе пошли еще дальше, упростив въезд переселенцев — с правами на проживание до трех лет, на трудоустройство и получение медпомощи.

На таком фоне позиция США остается размытой. Для украинцев, уже проживающих в Америке по визе, сделаны поблажки — после истечения срока действия документа они, при отсутствии иных нарушений, не будут выдворены на родину (такое правило, впрочем, давно действует для всех мигрантов в многочисленных так называемых «городах-убежищах» Штатов). Но на этом, по существу, ситуация пока застопорилась.

Известные нелюбовью множить законодательные акты, дополнения и т. д., американские политики ссылаются, в частности, на так называемую «поправку Лаутенберга». Принятая в 1990 году, она обеспечивает право иммигрировать в США представителям религиозных меньшинств, а после года пребывания в Америке уже подать заявку на грин-карту. При чем здесь Украина? Согласно официальным данным, именно украинские католики и адепты Украинской автокефальной православной церкви за все время действия поправки (она не носит постоянного характера, но ежегодно продлевается) составили более 80% переселенцев по ней. Сейчас она продолжает выполнять свою функцию, однако помимо вероисповедания есть другое условие: наличие в США близких родственников или супругов. Этому критерию, конечно, соответствовать могут далеко не все.

Для украинцев, которые не могут воспользоваться таким вариантом въезда, сейчас якобы упрощена процедура подачи заявления на визы. Якобы — поскольку на самой Украине въездной документ получить нельзя – для этого необходимо отправиться в другую страну, например, в Молдавию или Польшу.

Сырые наброски американской программы помощи украинцам сталкиваются и со сроками ее реализации. Как сообщает Reuters со ссылкой на высокопоставленные источники, окончательный план поддержки беженцев может быть согласован лишь на будущий, 2023 финансовый год (начнется 1 октября 2022-го), поскольку потребует внушительных бюджетных расходов.

Пока Белый дом предпочитает денежное участие в судьбе переселенцев за пределами США. На помощь Украине в марте выделено более $13 млрд (однако речь идет, в первую очередь, о гуманитарных поставках и оружии), а еще порядка $4 млрд — выделены партнерам в ЕС для сдерживания миграционного кризиса (часть этих средств уходит на логистические затраты, связанные с притоком беженцев, желающих через Европу попасть в США).

Американская миграционная статистика даже более спокойных, чем сейчас, времен, неутешительна для украинцев. С октября 2021-го по март 2022-го в США в статусе беженцев официально въехали лишь 690 украинских граждан, хотя Вашингтон уже тогда во весь голос говорил о всесторонней поддержке Украины и ее населения. Общее число украинцев, конечно, больше, но в данном случае речь именно о вынужденных переселенцах, а не тех, кто ранее имел туристические и иные визы. За прошедший месяц, то есть уже во время проведения спецоперации РФ, было принято лишь порядка 20 (!) человек, получивших статус беженцев с Украины.

Основные потоки переселенцев идут через Мексику и Западную Европу. На пропускном пункте Сан-Исидро на американо-мексиканской границе скопились сотни людей, желающих попасть в США. Разумеется, они не просто сидят в приграничной зоне: часть из них формально пропускают, но после этого отправляют в центры временного содержания. Де-факто находящийся в США проситель должен дождаться решения по своему заявлению, принятие которого как правило занимает не один месяц. При этом, видимо, какого-то разделения между украинцами и жителями Центральной Америки, пытающимися в «украинском потоке» пересечь границу нет: просто всех пускают неохотно и долго.

«Я видел и поляков, и других европейцев, которые, как и мы, ждут неделями, — рассказал американскому телеканалу ABC житель Мексики, у которого в США несколько лет проживает родной брат. — Я не вижу изменения ситуации, Байден, как и Трамп, не хочет пускать беженцев».

В Западной Европе ситуация, несмотря на удаленность от американской земли, одновременно и лучше, и хуже. Лучше хотя бы потому, что остановившиеся, например, у польских или молдавских друзей украинцы, подавшие заявления на визы, могут в относительно комфортных условиях, а не в центре содержания, ожидать ответа.

Хуже то, что для подачи заявления требуется множество документов, включая подтверждающие платежеспособность просителя. Получить такие бумаги в нынешних условиях непросто. В прессе, например, фигурирует история украинской преподавательницы, которая до спецоперации уже получила рабочую визу на въезд в США — для сопровождения учебной группы студентов. Однако уехать без восьмилетнего сына она не может, а оформление документов на ребенка требует поездки в ту же Польшу (где ей негде жить, кроме отеля, а на него нет денег) и может затянуться надолго.

Есть и более шокирующие примеры, когда люди, подавшие заявления еще два года назад, имея все права для въезда, до сих пор находятся в «подвешенном» состоянии. Их плановые собеседования были неоднократно перенесены из-за эпидемиологической ситуации, а после — уже из-за военных действий.

Правозащитники считают, что американская осторожность и тщательность в проверке просителей — не более чем «red tape» (дословно «красная лента» — устоявшееся название для бюрократической волокиты с целью избежать внятного решения вопроса). «Слова имеют значение, но и действия имеют значение, — отмечает директор некоммерческой организации HIAS, занимающейся проблемами беженцев, Марк Хэтфилд. — Когда речь идет о вынужденных переселенцах и о роли лидера, то США «недотягивают» на обоих фронтах».

«Мы едва сделали минимум, лишь позволив украинцам, уже проживающим здесь (в США) остаться. Это вряд ли поможет семьям на Украине и тем, кто покидает ее, имея в рюкзаках только одежду», — отметила, в свою очередь, колумнист CNN Кэтрин Рэмпелл.

Вице-президент по связям с общественностью HIAS Мелани Незер вторит своему начальнику и, в частности, приводит в пример события 1990-х гг., когда косовских албанцев просто на военных бортах доставили на американскую базу в Нью-Джерси, где в ускоренном порядке оформили им статус беженцев.

Противники такого подхода указывают на то, что США были непосредственными участниками того конфликта, в отличие от событий на Украине. Среди таковых, в частности, члены Республиканской партии, которые уже раскритиковали Байдена за снятие трамповских миграционных ограничений. Их влиянием, очевидно, обусловлено и то, что президент не форсирует принятие тех самых «ста тысяч беженцев», о которых говорил: международные обещания это одно, а внутриполитическая конъюнктура — другое.

В то же время, и среди однопартийцев Байдена, демократов, единства мнений нет. Так, отмечают некоторые политики, предпочитающие сохранять анонимность, страждущим убежища, возможно, лучше было бы остаться в странах ЕС, где условия для переселенцев гораздо проще. И эта пассивно-агрессивная риторика, пусть и не звучащая официально, похоже, находит адресатов. «Я забрала документы из американского консульства и решила просто остаться здесь», — рассказала польскому телеканалу Polsat News украинка Ольга. 

В свете этого не исключено сознательное затягивание Вашингтоном решения миграционного кризиса — в надежде на то, что со временем потоки беженцев рассосутся, вернувшись в Европу, а громкие заявления Белого дома о беспрецедентной поддержке равно останутся в памяти.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 65 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля