Сегодня: г.

Тайны кинокомедии Гайдая «Кавказская пленница»: в эпизодической роли снялся друг цесаревича

Наталья Варлей на съемках лихо рулила старым «Адлером». Фото: Личный архив О.А. Мерцедина.

У редакции нашей газеты к «Кавказской пленнице» особое отношение. Ведь один из авторов сценария суперпопулярной кинокомедии, Яков Костюковский, начинал свой литературный путь, работая в редакции «Московского комсомольца».

Было это давненько. Костюковский прошел Великую Отечественную, как поется в известной песне, «с «лейкой» и блокнотом» — трудился в военном отделе «Комсомольской правды», потом в нескольких армейских газетах. Когда отгремели салюты Победы, он обосновался в Москве и решил продолжить здесь свою журналистскую карьеру.

В архиве сохранился приказ по редакции возрождаемого тогда после перерыва, вызванного войной, «Московского комсомольца»: «…Зачислить с 24 сентября 1945 г. на должность заведующего отделом информации т. Костюковского Я.А.». Параллельно с работой в газете он находил время для литературных опытов, публиковал в журналах сатирические рассказы и фельетоны. Впоследствии будущий известный сценарист дорос до исполняющего обязанности ответственного секретаря «молодежки». Однако потом у Якова Ароновича возникли проблемы с руководством «по общественно-партийной линии», усугубленные пресловутым «пятым пунктом» его анкеты, и в итоге в марте 1949-го он вынужден был расстаться с редакцией «Московского комсомольца» и перейти на вольные хлеба.

Костюковский писал пьесы, репризы для артистов эстрады и цирка, издал несколько книг, в том числе сборник сатирических стихов. А начиная с 1963 года он начал работать в тандеме с другим автором — талантливым юмористом Морисом Слободским. Одним из направлений их совместного творчества стали сценарии кинокомедий, первая из которых, «Штрафной удар», вышла на экраны в 1962 году.

Именно эта дебютная работа оказалась «виновницей» образовавшегося вскоре великолепного трио, создавшего несколько шедевров советского кинематографа. Тогдашний «хозяин московского кино», знаменитый режиссер Иван Пырьев, свел Костюковского и Слободского с Леонидом Гайдаем. Всего пару лет спустя, в 1965-м, на экраны вышел первый их общий фильм о забавных похождениях студента-очкарика «Операция «Ы»…», два года спустя второй — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

На съемках «Новых приключений Шурика» много чего интересного происходило. И некоторые эпизоды из «Кавказской пленницы» до сих пор хранят для большинства из нас маленькие, но при этом весьма примечательные тайны.

Фото: кадр из фильма

«Дружок» цесаревича

Начнем с парадоксального факта. В одной из сцен гайдаевской комедии принял участие… друг детства наследника российского престола цесаревича Алексея.

Помните фрагмент с первым появлением в фильме легендарной «криминальной троицы» Трус–Балбес–Бывалый? Они приезжают откуда-то в открытой красной легковушке и идут к бочке, где торгуют пивом. Моргунов покупает одну за другой кружки с пенным напитком и передает их по цепочке — Никулину, а от него Вицину. Растяпа Трус, не сообразив, что происходит, по инерции протягивает полученную полную кружку оказавшемуся позади него какому-то «малогабаритному» старичку. Тот явно удивлен такому подарку, однако в следующий момент Трус, спохватившись, выхватывает у дедули заветную емкость. Бедолага, оставшись с пустыми руками, лишь недоуменно поднимает глаза к небу: мол, что это было за «явление свыше»?

Для крошечной мизансцены и был приглашен на съемки забавного вида пожилой артист. Фамилия его, вернее, сценический псевдоним, даже в титрах фильма не указана. Видимо, посчитали, что персонаж даже не второ-, а третьестепенный. Спорить на сей счет не будем. Но вот сам оставшийся в «Кавказской пленнице» безымянным актер заслуживает здесь более подробного рассказа о себе. Уж очень необычная биография у него.

Григорий Данилович Пиньковский родился в семье военного на Полтавщине в 1895 году. Еще 5-летним он был пристроен отцом в петербургскую школу юнг. Мальчишка отличался прилежностью, аккуратностью и вдобавок «ангельским голоском». Эти его достоинства и стали пропуском в круг приближенных к царской семье. В 1907-м Григория зачислили юнгой на императорскую яхту «Штандарт».

Одной из обязанностей юного моряка было участвовать в забавах детей царя Николая Второго во время пребывания его с семьей на корабле. Как вспоминал впоследствии сам Григорий Данилович, особенно приязненные отношения у него установились с маленьким цесаревичем. Вместе они устраивали разные игры. Юнга старался всячески развлекать наследника престола, но при этом был строго предупрежден старшими, что слишком увлекаться беготней и прочими активными движениями нельзя, чтобы его подопечный несмышленыш случайно не ушибся и не поранился: из-за гемофилии, которой страдал царский сын, это было очень опасно. Других мальчиков для их детской компании на «Штандарте» не было, поэтому Алексей постоянно требовал, чтобы к нему позвали Гриньку, а иначе отказывался идти обедать или укладываться спать.

Видимо, столь приятельские отношения паренька-юнги «из простых» с цесаревичем вызывали неудовольствие и ревнивую зависть у некоторых из придворных чинов. В итоге им удалось нарушить эту мальчишескую дружбу. В 1909 году Григория под каким-то благовидным предлогом списали с яхты на берег.

В дальнейшем водоворот событий направил жизнь Пиньковского в совсем иное русло. До революции он успел окончить курсы дирижеров, позднее стал участвовать в театральных постановках и даже закончил ГИТИС. Свою сценическую карьеру этот невысокого роста человек с бархатным голосом начал в 1918-м. Ему довелось поиграть во многих театрах, даже выезжать на гастроли за рубеж. Артист женился и, когда в 1925 году у него родилась дочь Светлана, решил в честь нее взять себе сценический псевдоним Светлани. Вдобавок к этому при очередном оформлении документов делопроизводитель допустил ошибку в имени актера — написал «Георгий» вместо «Григорий». С тех пор и превратился бывший дружок цесаревича в Георгия Светлани.

В кино Пиньковский-Светлани дебютировал летом 1941 года. Его фильмография насчитывает около 70 картин. Однако везде ему доставались лишь маленькие эпизодические роли. Одна из них — тот самый пьянчужка в «Кавказской пленнице».

За пивом. Знаменитая «троица» и безымянный герой Георгия Светлани. Кадр из фильма.

Олень с «расистским» номером

Еще одним безымянным, но при этом весьма важным для развития всего сюжета героем кинокомедии Гайдая оказался автомобиль. Та самая красная легковушка-кабриолет, на которой разъезжала «криминальная троица» и которую у них однажды угнала отчаянная спортсменка-комсомолка Нина.

С упомянутой машиной дотошные зрители намучились. Очень трудно оказалось разобраться, что же это за четырехколесный агрегат.

Чтобы отгадать загадку, которую нам задали 55 лет назад создатели «Кавказской пленницы», пришлось обратиться к помощи знатока ретро-техники Виталия Ростовщикова.

— Наверняка многих, кто смотрел этот фильм, ввел в заблуждение маскот на капоте машины — хромированная фигурка оленя. Это же всем хорошо знакомый атрибут «Волги ГАЗ-21». В результате появились предположения, что автомобиль, которым в фильме управляет Моргунов-Бывалый, является какой-то ранней моделью Горьковского автозавода. Но это неверно. Эмблему-оленя, позаимствованную с «Волги», прикрутил на машину для украшения ее хозяин. На самом же деле в кинокомедии снимался иностранный автомобиль довоенного производства — Adler Trumpf.

— Может, все-таки правильнее Triumph?

— Нет. Пишется именно так, как я сказал. И в переводе на русский означает не «триумф», а «козырь». Ведь слово-то немецкое, потому что сама машина изготовлена в Германии. Такие легковушки, предназначенные для массового покупателя, собирали с 1932 года и вплоть до начала Второй мировой. Некоторые экземпляры после окончания войны оказались на территории СССР в качестве трофейной техники. Один из «козырей» и снялся в фильме «Кавказская пленница».

Интересная особенность: Adler Trumpf был среди самых первых в мире серийных автомобилей с передним приводом. Впрочем, упомянутый «эксклюзив» к тому экземпляру, на котором ездят герои гайдаевской комедии, скорее всего, не относится.

Судя по заметному на кадрах фильма весьма раздолбанному состоянию легковушки, ее владельцы эксплуатировали бедолагу весьма активно и мало заботились о сохранении автомобиля в ухоженном состоянии. Скорее всего, за предшествовавшие съемкам кинокомедии более четверти века жизни этого «Адлера» родные детали машины износились, и владелец вынужден был заменить немецкие узлы на доступные в Союзе отечественные. Наверняка пошел под замену двигатель. Так что и от нетипичного в то время для советских водителей переднего привода пришлось отказаться в пользу классического заднего. Вероятно, у хозяина машины была возможность добывать узлы от «Москвича». В фильме есть четкая подсказка на сей счет: в одном из кадров крупным планом дано колесо легковушки, и виден колпак с буквами «ЗМА» на нем: «Завод малолитражных автомобилей».

Благодаря Виталию с «родословной» автомобиля Труса–Балбеса–Бывалого разобрались. Однако есть еще одна загадка, связанная с упомянутой машиной. Вернее, с ее госномером.

Фигурка оленя на капоте этого автомобиля многих ввела в заблуждение. Кадр из фильма.

Известно, что Леонид Гайдай не раз в своих комедиях использовал всякие приколы, связанные с автомобильными номерами. Вот и в данном случае некоторые из «кинокопателей» склонны видеть такой гайдаевский гэг, зашифрованную и доступную лишь внимательным и хорошо информированным зрителям шутку.

На номере легковушки из «Кавказской пленницы» написано «91-63 ЮАР». А что означают эти три буквы? Да ведь за данной аббревиатурой скрывается название Южно-Африканской Республики! В 1960-е, когда снимался фильм, ЮАР была в нашей стране притчей во языцех: очаг мирового расизма, режим апартеида, белое меньшинство угнетает массы коренного населения… В общем, враждебная Союзу и его идеалам страна. А Гайдай, выходит, решил таким образом усугубить негатив отрицательных героев своей комедии, снабдив их машину «расистским» номерным знаком?

На самом деле никакого тайного смысла в данном элементе реквизита, скорее всего, нет.

Дело в том, что тогда реальных номерных знаков с буквенным сочетанием ЮАР существовало много. И стояли они на легковых машинах, колесивших по Подмосковью.

В 1959 году СССР ввели новый стандарт автомобильных номеров. Вместо прежних желто-черных появились черно-белые «жестянки», на которых изображены четыре цифры и три буквы. Для каждого региона страны были выбраны свои сочетания первых двух букв. Для Москвы, например, МО, для Крыма — КР… А для Московской области выбрали пару ЮА. Третья же буква варьировалась для разных серий номерных знаков. Причем некоторые из сочетаний предназначались только для казенных машин, а некоторые — только для личных. Именно частники получали для своих «железных коней» «жестянки» с буквами ЮАР.

Отсюда делаем вывод: номер на машине лихой троицы не содержит в себе никакого подтекста. Просто машина, которую использовали для съемок, — а Гайдаю нужен был автомобиль яркого цвета и именно открытый, чтобы герои фильма могли вытворять все запланированные по сценарию фокусы: бросаться огурцами, обрезать буксирную веревку, грузить прямо сверху в салон брыкающуюся «кавказскую пленницу» Нину… — приехала из Подмосковья и снималась в эпизодах со своими настоящими номерами.

К слову сказать, такое географическое открытие очень удачно подчеркивает эпизод из фильма, где товарищ Саахов, обговаривая с личным водителем Джабраилом планы будущего похищения его племянницы, предупреждает, чтобы исполнители этой нелегальной операции были «не из нашего района». Что ж, по всем «номерным» признакам, герой Фрунзика Мкртчяна дядя Джабраил четко исполнил волю своего шефа и подключил для выполнения столь деликатного задания на Кавказе «гастролеров» из далекой Московской области.

Кстати

Создатели фильма-юбиляра спустя 55 лет ненароком послали привет-ободрение тем, кто сейчас оказался в эпицентре важных и трагических событий, — жителям ЛНР. Таким символическим обращением к луганчанам выглядит появление в финальных кадрах «Кавказской пленницы» красавца автобуса «Юность». Именно в эту футуристического вида машину садится главная героиня Нина и уезжает, покидая места, где с ней случились столь опасные приключения, закончившиеся, однако, вполне благополучно.

«Юность» разработали в начале 1960-х, в разгар хрущевской «оттепели», несколько молодых инженеров, трудившихся в Луганске на предприятиях Главного автотранспортного управления Луганского совнархоза. Энтузиасты, действовавшие по собственной инициативе, создали уникальный по тем временам микроавтобус с кузовом из стеклопластика, придав ему очень оригинальную форму.

Впрочем, организовать полноценное производство таких «крутых» по тем временам машин не удалось. В Луганске было собрано лишь 50 «Юностей». Одна из них как раз пригодилась Леониду Гайдаю для последнего эпизода его замечательной кинокомедии.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 72 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля