Сегодня: г.

В «Школе современной пьесы» назвали режиссера-победителя

Класс молодой режиссуры. Фото: Петр Захаров, предоставлено пресс-службой театра.

Драматургических конкурсов много. Но конкурс «Действующие лица» — единственный и неповторимый. По той причине, что судят его исключительно режиссеры, да еще и молодые. А церемония награждения драматургов проходит в виде творческой лаборатории «Класс молодой режиссуры», в ходе которой демонстрируются режиссерские этюды на основе пьес-победителей. И это тоже — конкурс: лучшая заявка принимается театром. Организаторы — театр «Школа современной пьесы» — гордо называют свой конкурс странным словом «режиссерскоцентричный». Что же они под этим понимают?

Иосиф Райхельгауз, худрук «Школы современной пьесы» и конкурса «Действующие лица», автор только что вышедшего учебника, который так и называется — «Во всем виноват режиссер»:

— В театре главное лицо — режиссер. Пьеса (пусть не обижаются драматурги) — основа для создания спектакля, автором которого является режиссер. Поэтому жюри нашего конкурса последние 14 лет состоит из начинающих постановщиков, студентов и выпускников мэтров режиссуры — Олега Кудряшова, Сергея Женовача, Юрия Погребничко, только что покинувшего этот мир Леонида Хейфеца… Они выбирают пьесу, исходя из простого, но беспроигрышного принципа: что я хочу поставить на сцене.

Режиссер-победитель Мария Федосова. Фото: Петр Захаров, предоставлено пресс-службой театра.

Пять с половиной часов при полном аншлаге (лаборатория всегда собирает огромное количество публики — как профессионалов, так и любителей театра) шел показ режиссерских заявок. Особенно интересно было видеть разные режиссерские заявки на одну и ту же пьесу.

— В этом году КМР представлен режиссерами одной мастерской — Иосифа Райхельгауза, — говорит арт-директор конкурса Екатерина Кретова. Как шутит Иосиф Леонидович, он «воспользовался своим служебным положением и все отдал своим». Но при этом очевидно, что у многих из этих третьекурсников есть свой почерк, свое лицо. Поскольку я читала все конкурсные пьесы, могу с удивлением отметить, что именно в этом году наши молодые режиссеры с огромным пиететом относятся к авторскому тексту и почти не пытаются «прирастить» собственные смыслы к тому, что придумано драматургом. При этом формы, жанры и приемы очень разнообразны.

Короткое обсуждение после показа — и интригующий момент: администраторы собирают у зрителей листы для голосования — проводится конкурс на приз зрительских симпатий. Его получает Маша Федосова за эскиз «Проверка» по пьесе Павла Соколова.

Сцена из спектакля «Проверка». Фото: Петр Захаров, предоставлено пресс-службой театра.

Ну, и высшая точка конкурса — объявление победителя. Мнение художественного руководителя театра совпадает с точкой зрения зрителей: Мария Федосова оказывается победителем «Класса молодой режиссуры».

— Больше всего меня потрясло, что мой эскиз выбрали зрители, — говорит Мария Федосова. — Мнение профессионалов всегда основано на своде правил. А зрители руководствуются чувствами. Поэтому их мнение очень ценно. «Проверка» — тяжелый и довольно сложный материал. Думаю, что спектакль будет отличаться от заявки в сторону очеловечивания и объема.

Конкурс 2021 года оказался невероятно плодовитым. Из призовой десятки одна пьеса уже поставлена на сцене ШСП — «Бешеный хворост» Олега Маслова. Еще одну — «Женское счастье» Михаила Барщевского и Екатерины Кретовой — репетирует Марат Гацалов. Премьера в начале следующего сезона. И вот теперь добавилась «Проверка». Хороший стимул для современных драматургов. Следующий конкурс «Действующие лица» станет юбилейным — проводится в 20-й раз. Прием пьес уже идет.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 56 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля