Сегодня: г.

Роман Рябцев: «Зараза акустики уничтожает самобытность рок-музыкантов»

Представьте себе ситуацию: вот нравится вам творчество некоего кинорежиссера. И работающие с ним актеры вам по душе, и сюжеты вас неизменно захватывают, и картинка в его фильмах чумовая (ух, как поставлены драки! какая компьютерная графика! какие эпичные съемки вообще!), и ждете вы каждого его нового фильма с нетерпением, подпрыгивая и облизывая пересохшие от волнения губы. И вот наконец новостные кинопорталы приносят вам благую весть: несколько лет трудных съемок, бюджет десятки миллионов долларов, фантастическая работа гримеров и спецов по компьютерной графике, мы не зря ждали этой премьеры, урааа!!!

Наконец вы приходите в кинотеатр, закупаетесь попкорном и напитками, гаснет свет, вы предвкушаете очередной шедевр от любимого Мастера. Но вместо кинофильма внезапно видите на экране показ… диафильма! С раскадровкой сценария (причем в черно-белом виде), с рабочими записями автора сценария и режиссера, фотографиями актеров с кастинга, с макетами декораций и карандашными набросками для компьютерной графики… Представили такой киносеанс?!

Вот примерно такие же ощущения я неизменно испытываю от акустических, или, как стало модно говорить после одноименной серии передач бывшего когда-то музыкальным канала MTV, Unplugged. Сиречь «неподключенный, не воткнутый в усилитель» (речь о гитаре, конечно, а не об исполнителе). До сих пор некоторые наши музыканты говорят «играем в анплагде» (бррр, как же передергивает от такой тупой кальки с английского!). Накипело у меня, и решил я пояснить, почему столь резко отрицательно высказываюсь в отношении подобного жанра.

Рок-н-ролл родился в тот момент, когда гитаристам пришло в голову выкрутить громкость своих усилителей на максимум. В джазовых оркестрах гитара, как правило, играла второстепенную, ритмическую роль. Но душа требовала прошибать звук группы громкими гитарными соло, а не только бренчать аккордики. Ну и девушки больше любят солистов, нежели аккомпаниаторов, это всем известно. Шли годы, громкость рок-групп все возрастала, были изобретены гитарные педали для пущего эффекта (одним усилителем уже было не обойтись), и уже в 60-е годы прошлого века звук акустической гитары был допустим исключительно в балладах. А вот для крышесносящего драйва извольте электрогитарку, да с таким перегрузом, чтоб стекла в окрестных домах звенели!

70-е подарили нам массу тяжелых жанров: от хард-рока до хеви-метала в десятках разновидностей. Ну а уж 80-е и вовсе прошли под знаком гитарных героев, трясущих роскошными гривами под суперскоростные гитарные запилы. И далее рок-музыка все совершенствовалась в технике записи звука, изобретались и внедрялись новые и новые спецэффекты, слушать группы 90-х стало еще интереснее, каждая стремилась выделиться своим неповторимым саундом.

Но тут какому-то протохипстеру с MTV пришла в голову идиотская затея: а давайте отберем у музыкантов электрогитары, барабанщикам вместо палочек всучим щетки и заставим их играть свои хиты в кастрированном виде! И рокеры покорно, как овечки, потянулись сниматься в этой унылой передаче. Нет, я могу их понять, конечно: на что только не согласишься ради сольного концерта на самом популярном в мире музыкальном канале? Как в старом анекдоте. Хоть тушкой, хоть чучелком…

Задумка, видимо, была такая: мол, для Настоящей Музыки совершенно не важно, на каких инструментах ее играют, с электрогитарой да спецэффектами-то все могут, а ты попробуй на акустической сыграть… и все такое. Но в итоге получилось, что ВСЕ снимавшиеся там группы звучали абсолютно одинаково! Только лица солистов разные. Вроде соевых заменителей мяса: выглядит как настоящее, даже на запах мяса похоже, благодаря специям и соусам, но по факту совершенно одинаковая пресная субстанция, которой нормально насытиться не получится.

Единственный, кто топнул ножкой и смог выбить себе право играть в той передаче на гитаре с перегрузом, был Курт Кобейн. Уж больно MTV хотел заполучить бывшую тогда на пике популярности Nirvana. В России же рокеры традиционно решили: раз такой формат востребован на популярном западном телеканале, то, значит, и мы обязательно должны периодически играть концерты в акустике! Только, как говорится в известном анекдоте, есть нюанс…

Увы, суровая объективная правда состоит в том, что по сравнению с западными рокерами наши совершенно не умеют играть! Даже в электричестве. В любом кабаке Лос-Анджелеса можно наткнуться на местную группу, которая по исполнительскому уровню заткнет за пояс всех наших доморощенных «руссо рок-звезд». Это и понятно: они-то с детства росли на рок-н-ролле, а не на советской бардовской самодеятельности. Тот же Боб Дилан (которого у нас часто называют бардом) в миллион раз музыкальнее Галича и Высоцкого (при всем моем к ним уважении). И когда наши рокеры пафосно объявляют о том, что «сегодня мы играем в анплагде», в итоге всегда получается очередная версия Грушинского фестиваля. Ах да, с непременной гармошкой! Ведь мы же РУССКИЙ рок играем! А гармошка — непременный атрибут русскости, вы разве не знали?!

Подъездным боем в унисон на акустических гитарах наши звездульки создают нестройный фон для пафосного произнесения своих «умных» текстов в микрофон (стараться попадать в ноты тоже необязательно. Это же анплагд! И так сойдет…). И все это помножено на полное неумение большинства звукорежиссеров озвучивать акустические концерты. Это действительно особое искусство, немногие умеют качественно подзвучить акустические инструменты и свести концертный звук так, чтобы его было приятно слушать.

Электрический концерт-то гораздо проще отработать — спасибо процессорам, гитарным педалям и прочей обработке звука, которая успешно маскирует неровности и огрехи игры музыкантов. А в акустике вся сермяжная правда вылезает на поверхность. И слушать эту сермягу решительно невозможно. Как смотреть черно-белый диафильм вместо нового блокбастера в 3D.

Поэтому хочу призвать молодую поросль отечественных музыкантов не повторять этой страшной ошибки признанных мэтров. Совершенствуйте СВОЕ исполнительское мастерство, ищите СВОЙ неповторимый звук (благо современные музтехнологии позволяют добиться этого, не продавая почку, — качественная аппаратура больше не стоит как крыло самолета). А если уж захотелось попеть под акустическую гитару, лучше делайте это на кухне. А не мучайте публику на концертной площадке.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 48 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля