Сегодня: г.

Швеция получила от США приглашение в НАТО и инструкции по поводу России

Фото: AP

Глава шведского министерства иностранных дел сама отправилась в Вашингтон на встречу с Блинкеном, что уже свидетельствует о серьезности намерений Стокгольма. В ходе совместной пресс-конференции по итогам встречи дипломаты подтвердили курс на дальнейшее сотрудничество, а уже в разговоре с журналистами из Швеции Линде заявила о конкретных обещаниях со стороны США.

«Разумеется, я не буду вдаваться в подробности, но я совершенно уверена, что теперь у нас есть американская гарантия», — подчеркнула министр.

Речь идет о переходном периоде между подачей заявки на вступление в НАТО — а это Швеция планирует сделать уже в мае-июне, — и итоговым решением альянса.

«Это не конкретные гарантии безопасности, которые вы можете получить только в том случае, если вы являетесь полноправным членом НАТО», — отметила в связи с этим Линде, подразумевая пятую статью Североатлантического договора. Согласно ей, нападение на страну, являющуюся членом блока, расценивается как атака на все объединение. Пока же Швеция в НАТО не вошла, Вашингтон гарантирует, «что России дадут понять: если она предпримет какие-либо негативные действия против Швеции, угрожающие ей, США не оставят это без ответа», заявила Линде. С американской стороны конкретных комментариев о гарантиях пока не последовало.

Угрожающие действия в прочтении шведских властей — это вообще что угодно. Так, министр обороны Швеции на фоне разговоров о вступлении страны в НАТО заявил, что ожидает кибератак и активной пропагандистской кампании со стороны России. В Европе опасаются возможного размещения ядерного оружия и гиперзвуковых ракет в Калининграде, но опять же неясно, кто и как теоретически сможет противодействовать действиям РФ на ее же территории.

В плане паникерства Швеция далеко ушла от более сдержанной Финляндии, в паре с которой намерена вступить в НАТО. Так, в середине января 2022-го шведские ведомства сообщили о беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) неизвестной принадлежности, замеченными над атомными электростанциями «Форсмарк» и «Оскархамн». Прямых обвинений в адрес России не прозвучало, но между строк они читались — на фоне одновременного наращивания шведами военного присутствия на острове Готланд. Зато о причинах, по которым БПЛА в принципе смогли беспрепятственно попасть в охраняемую воздушную зону, шведские официальные лица предпочли не распространяться. И это не первый конфуз: 8 лет назад резонанс имела история по поводу некой российской субмарины, якобы вторгшейся в территориальные воды Швеции и попавшей там в аварию. Лишь спустя пять лет после многочисленных спекуляций, алармистских заявлений и даже операции по поиску «вражеской подлодки» стало известно, что сигналы из-под воды подавал неисправный метеорологический буй.

Так что чрезмерное внимание Швеции к теме «российской угрозы» объяснимо долгой историей, пусть ничего и не добавляет к общей картине. Шведские вооруженные силы давно участвуют в учениях НАТО, процесс перехода на военные стандарты Альянса также запущен (иначе взаимодействие во время маневров было бы невозможно), а о готовности поддержать Стокгольм в случае опасности с Востока Вашингтоне заявлял и ранее.

Гарантии США, упомянутые Линде, важны тем, что дают «зеленый свет» шведским устремлениям в НАТО. Казалось бы, это уже вопрос решенный, но стоит помнить, что, несмотря на декларируемую политику «открытых дверей», альянс, согласно 10 статье Североатлантического договора, самостоятельно и общим решением приглашает (!) страны для присоединения. Так что обещания Блинкена Линде можно расценить именно как неофициальное приглашение. То, что сделано оно было в Вашингтоне, также символично: документы о присоединении всех государств должны быть переданы именно американской стороне.

После подачи заявки кандидат в члены НАТО столкнется с требованиями Альянса. Они в каждом случае формулируются отдельно, более того — любой участник объединения сможет выдвинуть свои критерии. Например, у Греции были вопросы к Македонии, а Турция ставит палки в колеса Кипру из-за территориальных противоречий.

Для Швеции и Финляндии, казалось бы, препон нет вообще: экономически самостоятельные страны, они точно не станут обузой для общего бюджета Альянса, как государства победнее. Вооруженные силы, как уже было сказано, за годы учений де-факто пришли к натовским стандартам, а территориальных споров у шведов или финнов нет. Блок также выдвигает требования относительно национального законодательства и соблюдения демократических принципов, но и в этой сфере ни к Стокгольму, ни к Хельсинки претензий на Западе не звучало.

На промежуточных стадиях вступления в НАТО действует несколько программ Альянса. Во-первых, государство-кандидат должно состоять в «Партнерстве во имя мира»: и Швеция, и Финляндия там есть. Для стран, стремящихся не просто к взаимодействию с блоком, но к вхождению в него, при согласии действительных участников вырабатывается так называемый индивидуальный план партнерства. При соблюдении условий, оговоренных на этом этапе, государство получает статус «аспиранта», вступая в программу ускоренного диалога. И только потом настает черед плана действий по членству (ПДЧ), за которым следует вступление в альянс.

Сейчас «аспирантами» НАТО числятся Босния и Герцеговина, Грузия, а также Украина. Причем в Сараево удалось уже дойти до ПДЧ, быстро миновав предшествующие этому переговорные стадии. Но и при самом благоприятном стечении обстоятельств, многоступенчатая процедура вступления в альянс займет у Швеции и Финляндии не один месяц: в Стокгольме, несмотря на оптимистичную риторику, отводят на процесс год. В это время не предусмотрено особых привилегий по вопросам национальной безопасности даже для «аспирантов». Только после получения места в НАТО страны окажутся под действием пятой статьи о коллективной обороне. А пока, не находясь под защитой, они используют любой повод напомнить хотя бы о близости к «старшим».

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 38 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля