Андрей Руденский возглавил жюри.
Фото: Светлана Хохрякова
Посмотрев девять картин, жюри полнометражного конкурса во главе с Андреем Руденским своеобразно распределило награды. Три из них отошли «Межсезонью» Александра Ханта — Гран-при, призы за лучшую женскую роль — Евгении Виноградовой и операторскую работу — Наталье Макаровой. Еще две статуэтки достались якутскому фильму «Дьулуур: мас-рестлинг» Валентина Макарова — актера Саха театра им. Ойунского. Это его вторая режиссерская работа. А дебют «Кэрэл: невидимая красота» стал в 2017 году рекордсменом регионального проката. В новом фильме снимались в основном коллеги режиссера по театру. Многих из них мы знаем по другим якутским картинам. Фильм отмечен в Тобольске за лучшую режиссуру и за мужскую роль, которую сыграл талантливый Гаврил Менкяров. Спортивная драма заявлена как авторское кино. Главный герой, чьим именем назван фильм, вернувшись из армии в якутскую деревню, не может заработать на жизнь, чтобы воспитывать младшую сестру, выросшую под опекой только что умершей бабушки. Парню приходится разбираться с органами опеки, и единственной возможностью прорваться к лучшей жизни становится спорт. «Райцентр» Натальи Назаровой, отмеченный оргкомитетом фестиваля «За человечность в каждом кадре, за актуальность и гуманизм», тоже про трудную жизнь подростков в небольшом городке. Опеку над младшими братьями и сестрами должна взять их взрослая сестра. А пока они сами как-то управляются, и помогает им мигрантка, которую сыграла обладательница «Пальмовой ветви» Каннского фестиваля, казахстанская актриса Самал Еслямова, известная по «Айке» Сергея Дворцевого.
Призом за сценарий жюри отметило трио Андрея Таратухина, Юлии Крутовой и Натальи Милашкиной — фильм «Бабки» дебютанта Никиты Владимирова. Он известен как продюсер фильма «Карп отмороженный» Владимира Котта и внук сыгравшей там Алисы Фрейндлих. В «Бабках» на роли немолодых героинь Никита пригласил вполне комический дуэт Ольги Волковой и Анны Алексахиной. Пенсионерки оказываются в эпицентре событий, объединяются с молодыми соседками, чтобы победить зло. Удивительно, что молодой и современный человек снимает про стариков. Вскоре появится еще один его фильм с участием Алисы Фрейндлих.
«Выйти из группы» дебютантки Марии Тумовой продюсировал Алексей А. Петрухин, для которого школьная тема стала золотой жилой после успеха «Училки» с Ириной Купченко и «Последнего испытания». Опять школьники, прогрессивная учительница в исполнении Анны Чуриной, экстремальная жестокость. Подростки попадают во власть соцсетей, ими пытается управлять некое братство. Но все это сделано номинально и сопереживания не вызывает. А социальный срез далек от правдоподобия.
Жюри короткометражного конкурса, которое возглавляла документалист Екатерина Головня («Дети пишут Богу», «Неркаги», «Юрий Щекочихин. Однажды я был…»), лучшим фильмом назвала «Холодно» дебютанта Данила Иванова. У него снимались опытные актеры Ольга Лапшина, всегда готовая к рискованным экспериментам, Дмитрий Куличков, Анна Слю, Данил Стеклов. Они и попытались ответить на вопрос: можно ли в холодной России быть благородным полицейским? Стражи порядка из глубинки задерживают случайных людей, которых свела судьба, и тут ярко проявляются характеры и социальные роли.
За режиссуру отметили Екатерину Герм-Уварову и Алексея Сапрыкина, снявших «Высшие уровни». Эта картина нигде не остается без наград. Представители ядерных держав ведут переговоры, в которых участвуют российский и английский переводчики. Один опытной, другой — неофит. Они становятся важным звеном в переговорном процессе, но это веселая история, сделанная с юмором.
Мы поговорили с Андреем Руденским, известным по фильмам «Жизнь Клима Самгина», «Тихий Дон», «Турецкий гамбит», «Черновик», «Морпехи», «АдмиралЪ», «Черное море», о том, какая картина мира, открылась, благодаря фильмам конкурсной программы.
— Вы посмотрели девять картин…
— О пяти вообще не стоит разговаривать. Но это удачный фестиваль, поскольку о четырех фильмах из девяти можно говорить.
— Мир на экране адекватен тому, в котором мы живем? В чем актуальность и новизна этих картин? Не страшно ли далеки наши режиссеры от реалий?
— Я не думаю об актуальности, когда смотрю кино. Мне важно другое — талантливое оно или нет. Есть же вечные темы, которые всегда актуальны. Все фильмы отличает присутствие жестокости. Как я понимаю, любви без жестокости не добиться. Допустим, в «Межсезонье» Александра Ханта финал именно такой, но есть и любовь.
— Часто бывает так, что жюри отдает одной картине несколько наград и вовсе не потому, что она так хороша. А от безысходности, когда ничего другого не выловить в сером кинопотоке.
— Бывает и так, но у нас компромиссов не было. Мы бы «Межсезонью» дали еще больше призов, но это не понравилось бы руководству фестиваля. Да и другие достойные работы имелись. Мне понравилась якутская картина «Дьулуур: мас-рестлинг» Валентина Макарова. В нашем жюри возникли споры по поводу другого фильма. Он мне категорически не понравился, но мой коллега убеждал нас, что проигнорировать ее — значит, совершить преступление против искусства. Мне показалось, что то, что мы увидели, имеет самое непосредственное отношение к нашей жизни, хотя у каждого из нас свой круг общения. А жестокости в нашей жизни даже больше. Для себя я отметил «Выйти из группы», хотя наград мы картине не дали.
— Якутский фильм оказался абсолютно не типичным, это поворот в сторону набивших оскомину спортивных драм, которые лихо штампуют в Москве.
— Но любая спортивная история, связанная с футболом, хоккеем или фехтованием, где есть хороший герой, параллельная лирическая линия, заведомо обречена на успех. Все зависит от того, насколько талантливо это снято.
— Вас вдохновил профессионализм коллег?
— Очень. Мы общались с продюсером Максимом Добромысловым, представлявшим «Межсезонье», и он оказался крайне талантливым и креативным человеком. У него рой идей в голове. И Александр Хант — очень талантливый режиссер.
По материалам: www.mk.ru